Monday, 1 August 2005

Глава 071 to 080



Глава 71. О взаимопонимании



701
Талант взаимопонимания с первого слова и взгляда всегда будет лучшим украшением обширного мира


702
Людей, находящих взаимопонимание с другими, следует почитать за богов


703
Царь должен брать на службу людей проницательных и умеющих находить взаимопонимание с другими, даже если они заплатят за это своим здоровьем


704
Люди, обладающие талантом взаимопонимания, обликом схожи с другими, но природа их отлична, даже если они и молчат


705
Разве есть какой-то прок от глаз, если они не умеют читать мысли других людей и не ищут взаимопонимания?


706
Подобно зеркалу, отражающему все, что находится перед ним, лицо человека тоже отражает чувства его души


707
Лицо человека наиболее полно отражает скрытые чувства, включая гнев или радость


708
Человеку, который может понять чувства другого, достаточно бросить один взгляд на него


709
Если царю служат люди, умеющие находить   взаимопонимание с другими с первых же слов, то окружающие прочитают их искренность или ненависть


710
Именно проницательные глаза отличают ясновидящих от обычных людей

Глава 72. Как вести себя в  собрании



711
Мудрые люди, обладающие красноречием, произносят речь с большим уважением к слушателям


712
Умудренные опытом ораторы должны выбирать удобное время и изучить аудиторию и лишь потом держать речь


713
Познай слушателей, а затем лишь решайся произносить речь. Так поступают люди, владеющие словом


714
Пусть мудрый держит речь перед мудрыми, а перед обладающими заурядным умом пусть выскажет простоту, подобную белизне извести


715
Будь скромным и не спеши держать речь в собрании мудрых старцев. Так ты выкажешь свое достоинство


716
Произносить слово в неурочный час перед мудрымивсе равно, что поскользнуться или забыть справедливость


737
Мудрость знающих людей подобна свету в собрании многоопытных


718
Выступать перед мудрымито же, что давать влагу полям с зазеленевшими всходами


719
Пусть мудрые держат речь перед мудрыми, но не открывают уста перед глупцами даже в забывчивости


720
Держать речь перед глупцамито же, что сливать нектар жизни в сточную канаву

Глава  73. О бесстрашии в собрании



721
Умные и красноречивые ораторы умеют распознать настроение собрания и не запнутся в своих речах


722
Мудрые люди, выступающие с разумными речами перед умными, считаются ученейшими среди ученейших


723
Многие бесстрашные люди готовы умереть на поле боя, но лишь немногие не дрогнут перед собранием


724
Говори умные вещи перед умными и постигай мудрость от мудрых


725
Постигай искусство убеждения и без страха отвечай в высоком собрании мудрых


726
Какая польза от меча, если он поднят перед бесстрашным? Какая польза от мудрых книг для людей, которые боятся произнести слово в собрании мудрых?


727
Мудрость, почерпнутая из книг человеком, боящимся произнести слово в собрании мудрых, подобна мечу в руках евнуха, окруженного врагами


728
Бесполезны люди, которые не умеют произнести яркое и умное слово перед мудрыми, даже если эти люди и высоко ученые


729
Мудрые говорят как многоопытные люди, но боящиеся произнести слово, есть последние среди невежд


730
Люди, которые в собрании не могут толково рассказать о своих идеях, уподоблены живым мертвецам

Глава 74. О стране



731
Истинной страной может называться та страна, которая славится обильными урожаями, где обитают справедливые жители, обладающие богатствами


732
Истинная страна вызывает уважение своими неистощимыми богатствами, славится обильными урожаями и процветает, не испытывая горя и потрясений


733
Истинной считается страна, где жители терпеливо переносят трудности и платят налоги справедливому царю


734
Истинная страна не ведает губительного голода, смертельных болезней и опустошительных набегов врагов


735
Истинная страна не ведает раздробленности на  мелкие княжества, не ведает опустошительных междоусобий, страшных убийств, страшащих даже правителя страны


736
Мудрецы сказали так: лучшей из лучших считается страна, где отсутствует опустошение от врагов и не исчезает плодородие земель при любом потрясении


737
Истинная страна изобилует чистыми родниками, щедрыми дождями, горными источниками, горами и мощными крепостями


738
Истинно великая страна, считают мудрецы, обладает пятью дарами: богатством, плодородными землями, отсутствием болезней, процветанием населения и защитой от грабежей


739
Мудрецы сказали, что в истинной стране родятся богатые урожаи, а ничтожная та страна, где урожай добывается тяжелейшим трудом


740
Если страна обладает всеми мыслимыми богатствами и они не приносят добрых результатов, то в стране отсутствует справедливая царская власть

Глава 75. О крепостях



741
Крепости нужны и нападающим, и обороняющим себя от нападения


742
Крепость должна иметь питьевую воду, открытое пространство, горы и леса с благодатной тенью


743
Мудрецы изрекли, что крепостные стены должны иметь четыре достоинства: высоту, толщину, прочность и неприступность


744
Даже небольшая крепость на обширной территории лишает мужества могучего врага


745
Истинно мощную крепость едва ли можно одолеть, если сделать обильные запасы, поддерживающие защитников


746
Могучая крепость, имеющая все, должна быть охраняема мужественными героями, способными защитить ее в годину испытаний


747
Истинной является крепость, которую не одолеть ни длительной осадой, ни внезапным нападением, ни подкопами


748
Крепость сильна обороняющимися, которые могут выдержать длительную осаду и затем разорвать объятия осаждающего супостата


749
Крепость славится тем, что дает могучий отпор врагам и умеет разбить супостата


750
Крепость, обладающая всеми достоинствами, бесполезна, если ее защитники лишены мужества

Глава 76. О богатстве



751
В мире лишь богатство заставляет нас считать ничтожных людей значительными


752
Как нищих обливают презрением, так все расточают хвалу богатым,


753
Свет богатства проникает в любую щель, куда захочет его владелец, и при этом рассеивает любую тьму


754
Обретенное па пути доброты богатство принесет справедливость


755
Не следует даже дотрагиваться до богатства, которое не знает любви и милосердия. Отринь такое богатство, пусть оно, катится само по себе


756
Несметные богатства царя набираются из обедневших деревень и конфискованного у врага добра


757
Ребенок, рожденный любовью и названный милосердием, взращивается щедрой нянькой по имени богатство


758
Человек дела, владеющий богатством, не знает опасностей, ибо он подобен зрителю, наблюдающему за битвой слонов с высокого холма


759
Копи богатство. В мире нет ничего острее этого меча, подсекающего горделивых недругов


760
Человек, обладающий богатством, легко добивается двух других даровлюбви и справедливости

Глава 77. О войске



761
Сплоченное войско, не страшащееся опасностей, является огромным богатством среди всех богатств царя


762
Мужество и отсутствие боязни перед супостатом, даже после поражения, присущи, лишь закаленной и имеющей боевые традиции армии


763
Разве могут даже полчища крыс своим писком, уподобленные реву моря, угрожать кобре? Стоит ей громко дохнуть, как пустая воинственность крыс тут же растает


764
То истинное войско, которое славятся бесстрашием во многих поколениях, не знает поражений и потерь


765
Истинное войско является мощной силой, которая сражается упорно даже против самого бога смерти Ямы


766
Мужество, месть, многие подвиги, упорствоэти   четыре качества составляют богатство, оберегающее войско


767
Истинная армия, уверенная в своей победе, мощно обрушится первой на посягнувшего врага


768
Пусть войску и недостает мощи в его   броске     на врага, но оно все же добьется победы, если будет сохранять слаженность и повиновение в своих рядах


769
Победит армия, если она не несет значительных потерь, верит царю и не терпит нужды


770
Если армия состоит из многих, даже закаленных и отважных воинов, она может быть разбита, если ее возглавляют неопытные полководцы

Глава 78. О величии воинов



771
О, недруги! Не пытайтесь идти войной на моего властелина! Многие, решившие сделать это, уже никогда  не  шелохнутся


772
Копье, брошенное отважной рукой в боевого слона, даже не попавшее в него, приносит воину больше славу, чем стрела, метко пронзившая кролика


773
Мудрецы сказали, что самой, высшей доблестью является мужество в битве. Однако еще более сильным является меч благородного воина, пощадившего поверженного врага


774
Воин, метнувший дротик в боевого слона противника, со смехом презрения вырывает из своего тела копье, чтобы снова метнуть его в противника


775
Разве не поражение для воина, если он лишь моргает при виде летящего в его глаза дротика врага?


776
День, когда не пришлось страдать от полученной в бою раны, истинный воин считает прожитым напрасно


777
Звон ножных браслетов дарует блаженство воинам, которые не жалеют жизни, чтобы обрести славу


778
Мужественные воины, готовые ради славы отдать свою жизнь, не смутятся недовольством царя, выражающего неодобрение излишним риском воинов


779
Разве можно упрекнуть в поражении воинов, которые полегли на поле битвы, не нарушив клятвы?


780
Если воин погибает на поле сражения, вызывая слезы царя, то такая гибель достойна того, чтобы ее вымаливать

Глава 79. О дружбе



781
Что труднее обретается, чем дружба? И есть ли более надежная защита для добрых дел, чем дружба?


782
Дружба благородных людей растет подобно увеличивающейся с каждым днем луне. Дружба же глупых убывает подобно убывающей луне


783
Дружба с достойными возрастает с каждым днем и встречей. Так же мудрость древних Вед увеличивается с каждым чтением


784
Дружба существует не для тривиального веселья, а для предостережения друга, совершающего ошибку


785
Истинная дружба не нуждается ни в совместном проживании, ни в частом общении. Лишь совместное восприятие жизненных явлений дарует прочность дружеским узам


786
Истинная дружба вовсе не значит улыбчивое лицо. Подлинная дружбаэто волны доброжелательности, расцветающей в душе


787
Истинная дружба подразумевает сопереживание страданиям друга. Она уводит от гибели и помогает стать па стезю справедливости


788
Как рука быстро подхватывает готовые соскользнуть с тела одежды, так и дружбаподдерживает человека, едва наметилась беда


789
Если спросят, где обитает дружба, то отвечай так: в благожелательности, в готовности сразу же прийти на помощь


790
Невысоко стоит дружба, которая всего лишь означена словами: «Мы друзья», «Он мой друг»
                      

Глава 80. Выбор друзей



791
Наихудшее зло — это выбирать друзей без их испытания. Человек, дорожащий дружбой, никогда не откажется от нее


792
Стремление дружить с кем-то и не испытать его качеств, может родить горести, которые приведут к гибели.


793
Заводя дружеские отношения, вначале узнай о порядочности данного человека, какая у него семья, какие у него недостатки и, может ли он поддерживать дружеские связи.


794
Жертвуя чем-то во имя дружбы, поддерживай ее с достойным человеком, способным устыдиться недостойных деяний.


795
Испытай человека, а затем заводи дружбу с ним, умеющим владеть словом, говорящим тебе правду.


796
Дружба даже в труднейшие дни испытаний поможет тебе по достоинству оценить друзей.


797
Воистину обретает богатство человек, порывающий дружбу с недостойными.


798
Не терзай себя и не дружи с людьми, бросившими тебя в горькую минуту.


799
Мысль о предавших тебя друзьях всегда будет жечь твое сердце даже в смертный час.


800
Наслаждайся дружбой людей честных, но уходи от неблагородных, даже если придется потерять многое.

No comments:

Post a Comment