Monday, 1 August 2005

Глава 061 to 070



Глава 61. Об отсутствии лености



601.
Благородный род, именуемый ярким светильником, угасает, если покрывается копотью лености.


602.
Люди, жаждущие испытать уважение к своему роду, должны понять вредность лени и заняться делами.


603.
Семья ленивого, взращивающая разрушающую леность, погибнет быстрее, чем сам лодырь.


604.
Пропадет семья и увеличатся пороки лентяев, не стремящихся к добрым делам,


605.
Привычка откладывать работу, забывчивость, лень и склонность к длительному снувсе эти четыре свойства являются тем судном, которое губит человека.


606.
Ленивые люди, даже будучи обласканными владыкой, не познают возвышающего их процветания.


607.
Наделенные страстью к лености и обладающие стремлением к недобрым деяниям навлекут на себя осуждение людей и унизительные слова в свой адрес.


608.
Ленивая семья сама попадает в рабство к недругам


609.
Если ты преодолеешь силу лености, то исчезнут беды, одолевающие твою семью.


610.
Повелитель, лишенный лености, сразу обретет все, что измерил своим шагом Тривикрама. *

 
* Имеется в виду весь мир. Тривикрама — это одно из имен Бога Вишну. Приняв облик карлика, он попросил у

Глана 62. О решимости мужчин



611
Не падай духом, говоря: «Это сделать очень трудно» Мужественная решимость родит силу для деяния


612
Совершая деяния, сохраняй решимость. Люди не одобряют тех, кто бросает дело незавершенным


613
Гордость по имени щедрость принадлежит человеку, обладающему решимостью


614
Щедрость человека, лишенного решимости, подобна  мечу в руках евнуха


615
Человек, преисполненный решимости и чуждый наслаждений, подобен гранитной скале, которая избавляет окружающих от страданий


616
Решимость дарит удачу и богатство, а отсутствие решимости рождает нищету


617
Богиня несчастья живет в доме человека, лишенного решимости. Богиня богатства приникает к ногам человека, исполненного рвения


618
Не стыдись неудачи. Истинный позор для мудрогоэто отсутствие решимости


619
Говорят, что неудачу даруют боги. Но решимость и рвение принесут тебе воздаяние


620
Люди, преисполненные рвения и решимости, лишь издали увидят спину богини несчастий

Глава 63. Бесстрашие в беде



621
Смейся, если грянет беда. Нет силы, равной смеху, который может преодолеть беду


622
Набегающие словно наводнение несчастья уходят, если ты бесстрашно встречаешь их, мудро постигая их природу


623
Бесстрашные люди заставляют само бедствие страдать от беды


624
Если человек, подобно буйволу, бесстрашно тянет телегу  жизни по трудному пути, то беда сама будет страдать, если попробует одолеть его


625
Бедствия, обрушивающиеся на человека, преисполненном; мужества, сами пострадают от бедствий


626
Разве будут жалобно причитать люди, восклицая: «Ох, мы все потеряли, если они преисполнены мужества и рвения?


627
Мудрейшие из мудрых знают, что от несчастий страдает  тело, Вот почему они считают, что нет страданий, способных победить бесстрашных


628
Человек, равнодушный к наслаждениям и бесстрастно принимающий удары судьбы, не испытывает страданий души


629
Человек, который не придает значения наслаждениям среди наслаждений, не будет испытывать страданий среди страданий


630
Если ты будешь воспринимать бедствия как наслаждение, то это бесстрашное величие будет восхваляться даже заклятыми врагами

Глава  64. О советниках



631
Настоящий советник знает путь действия, время и образ действия, необходимые для благополучного завершения самого трудного дела


632
Настоящий советник имеет пять главных качеств: мужество, заботу о подданных, истинную мудрость, решимость и совокупность этих качеств


633
Истинный советник тот, кто в состоянии вбить клин в союз недругов, сплачивать своих союзников и вновь соединять порвавшиеся узы дружбы


634
Истинный советник тот, кто в состоянии постигать смысл событий, умело влиять на их течение и ясно излагать свое мнение правителю


635
Истинный советник тот, кто верен стезе справедливости, дает мудрые советы и знает, как достичь цели


636
Есть ли большая мудрость для советника, чем тонкий и проницательный ум и владение древними Ведами?


637
Пусть ты и превзошел премудрость древних трактатов, но все же познай на опыте истинную природу вещей и поступай в соответствии с этим опытом и знаниями


638
Властелин страны может быть полнейшим невеждой, но обязанностью советника является неутомимое открытие ему истинной правды


639
Лучше иметь семьсот миллионов недругов, чем одного советника, который строит козни


640
Робкий советник не в состоянии довести до конца деяния, даже если они безупречны по замыслу

Глава 65. О силе слова



641
Красноречие является истинным богатством, уникальным среди многих прочих добродетелей


642
Берегись промахнуться в слове, ибо оно есть источник процветания и гибели


643
Красноречие есть умение говорить так, чтобы завлекать слушателей и чтобы даже равнодушные склоняли ухо к словам говорящего


644
Вначале постигни силу слова, а потом молви его. Нет более высокого дара, чем сила слова


645
Произноси слово, но помни, что едва ли у другого человека не найдется слова, которое может быть сильнее твоего


646
Великие люди постоянно стремятся говорить так, чтобы народ вновь и вновь желал слушать их и извлекал пользу из  услышанного


647
Сомнительно, чтобы кто-то смог одолеть в словесном поединке человека, обладающего могучей силой слова, не допускающего промаха в речах и не знающего страха


648
Лишь только появляется мудрый в речах, умеющий стройно расставить слова, как мир повинуется его речам


649
Люди, не умеющие говорить кратко и без ошибок, говорят обычно многословно


650
Люди, неспособные ярко и внятно высказать свои мысли, подобны распустившемуся, но лишенному аромата цветку

Глава 66. О чистоте деяний и помыслов



651
Искренняя поддержка деяниям дарует успех, а чистота помыслов принесет тебе желаемое


652
Люди должны всегда избегать деяний, которые не дают им ни славы, ни добра


653
Люди, которые мечтают об успехе, должны избегать деяний, не приносящих его


654
Люди, которые ясно видят положение вещей и преисполненные честности, не совершат позорных деяний, даже если их постигнет беда


655
Не совершай деяний, после которых придется восклицать «О, что же я натворил А если уж сделал нечто такое, то впредь не допускай подобное


656
Не совершай деяний, осуждаемых мудрыми людьми, даже если твоя мать умирает с голоду


657
Нищета мудрого человека намного лучше сокровищ, получаемых человеком бесчестным


658
Люди, нарушающие заветы священных Вед, пусть и преуспевают в своих помыслах, но если совершают дурные деяния, то обретут страдания души


659
Все, что приходит со слезами, уходит со слезами. Обретенное же деянием чистым, рождает добро, даже если оно потом и теряется,


660
Стремление сберечь добро, нажитое путем обмана, подобно желанию удержать воду, которую наливают в необожженный кувшин

Глава   67. Мужество в деяниях



661
Стойкость в деяниях есть стойкость ума. Все прочее есть не более, чем чепуха


662
Не совершай деяний, которые рождают муки, не падай духом, повстречав трудности. Сия мудрость есть закон для мудрецов, обретших знания в мужестве


663
Настоящая стойкость и мужество высвечивают замыслы человека, которые свершились. Но раскрытие замыслов в процессе их свершения может закончиться для тебя крахом


664
Легко говорить, но трудно поступать в точном соответствии со сказанным


665
Если мудрые проявят мужество в деяниях, то слава об этом достигнет слуха властителя и будет одобрена всеми подданными


666
Если люди, задумавшие деяние, показывают мужество, то результат деяний будет равен их замыслам


667
Не смотри с презрением      на человека тщедушного,    ибо есть люди с виду неприметные, но подобные чеке в огромной    колеснице, которая мчится с большой скоростью


668
Неустанно, мужественно совершай задуманные деяния


669
Какие бы бедствия не преследовали тебя, упорно совершай задуманные благие деяния


670
Окружающие не любят робких и нестойких в деяниях, даже если эти робкие в чем-то уже проявили себя

Глава 68. О путях деяний



671
Мужество для деянии приходит лишь после длительного размышления. Обдумав все, приступай к свершению


672
Не спеши осуществить деяние, которое требует медлительности. Но и не отказывайся от осуществления задуманного


673
Осуществлять задуманное можно в любое время. При отсутствии возможности выбери удобный момент и доведи дело до конца


674
Незавершенные деяния и тайная ненависть жгут так же больно, как и затухающие угли


675
Отринь Сомнения и действуй после размышлений над такими пятью вещами: наличные силы, средства, время, суть дела и выгодное место


676
Действуй после размышлений о способе осуществления задуманного дела, о возможных трудностях и о пользе, которую даст осуществление деяния


677
Человек, который должен осуществить задуманное деяние, должен посоветоваться с мудрыми о путях осуществления, не забывая расспросить и о сокрытии тайных деяний


678
Используя одно действие, добивайся осуществления другого деяния. Точно так, используя течку слонихи, залавливают других слонов


679
С врагами нужно мириться быстрее, чем свершать добрые деяния в отношении друзей


680
Повелитель слабой державы, опасаясь внутренних раздоров, должен покориться более могучему правителю и тем самым сохранить свою власть

Глава 69. О посланниках



681
Верность в любви к людям, рождение в доброй семье, вежливость, ценимая правителямивсе это составляет совокупность качеств человека, который может стать посланником державы


682
Любовь к людям, любомудрие, красноречие, овладевающее сердцамитри редких качества человека, который может быть посланником


683
Посланник должен быть ученейшим мужем, уметь достойно произносить речи перед ликом других повелителей и тем самым принести славу своему владыке


684
Посланник должен обладать ясным умом, привлекательной внешностью, огромными знаниями


685
Талантливый посланник обычно краток в речах, не говорит резких слов, не избегает шуток. Используя все это, он добивается нужной цели


686
Настоящим посланником может считаться человек, обладающий знаниями, чуждый боязни перед врагами, обладающий вразумительными речами и ясно осознающий веление текущего момента


687
Лучший из лучших посланников тот, кто, сознавая свое предназначение, выждав подходящее время и уяснив соответствующее место, пересылает своему повелителю точное послание


688
Три качества составляют неотъемлемую сущность посланникачестность, готовность помочь людям, мужество


689
Тот посланник достоин передать послание своему властителю, который не произносит лживых слов и который наделен мужеством


690
Даже если посланнику угрожает смерть, он должен трудиться во славу своего повелителя

Глава 70. Близость к владыке



691
Придворные должны быть подобны тем, кто, стремясь погреться у огня, не слишком близко приближаются к нему, но и не слишком отдаляются от пего


692
Желать того, чего жаждут властелины, значит из длани их получать сокровища


693
Пусть приближенные к царю избегают преступлений, если хотят сберечь свою жизнь. Малейшее сомнение цари погубит их


694
Находясь перед царем, не нашептывай ничего на ухо соседу и не усмехайся в лицо повелителю


695
Не стремись постигать царские тайны. Жди, когда тебя посвятят в них


696
Зная характер царя, стремись говорить то, что правится ему. Не спеши вызвать у него неприязнь своими словами


697
Высказывай царю только приятное. Не говори ему бесполезных слов, даже если тебя вынуждают к этому


698
Неустанно почитай царя, даже если он намного моложе тебя или близок тебе по крови


699
Люди, обладающие ясным умом и твердым духом, не дерзнут совершить дурные поступки, даже если эти люди приближены к царю


700
Человек, совершающий дурные поступки, пропадет, даже если он близок к царю


No comments:

Post a Comment