КНИГА 1. О ДОБРОДЕТЕЛИ
Глава 1. Восхваление Всевышнего |
|
|
|
1
|
Как буква “а” есть первая среди всех букв, так
все сущее в этом мире ведет
свое начало от Адибхагавана — Изначально Сущего.
|
|
|
2
|
Что дает приобретение
знаний, если постигший их не обнимает стопы
Бога,— олицетворение
чистого знания?
|
|
|
3
|
Припадающие к божественным стонам Господа, пребывающего в лотосе их сердца, обретут
долголетие уже в этом мире.
|
|
|
4
|
Обнимающие
стопы Всевышнего, который чужд приязни и неприязни, ни в каком мире,
не познают страданий.
|
|
|
5
|
Ни добрые, ни дурные деяния,
идущие от темного невежества, не присущи правдиво
воздающим хвалу Всевышнему.*
|
|
|
6
|
Следующие неоскверненной стезей Всевышнего, на которой отброшены
желания, рождаемые пятью чувствами, отказавшиеся от лжи — обретут долгую жизнь.**
|
|
|
7
|
Лишь припав к стопам Бесподобного, можно избежать ужасных страданий души.
|
|
|
8
|
Только прильнувшие к стопам Бога, являющего собой океан добродетели, смогут преодолеть океан рождений.***
|
|
|
9
|
Бесполезна глава, не склоняющаяся перед стопами Обладателя восьми совершенств, как бесполезен и орган чувств, потерявший способность восприятия.****
|
|
|
10
|
Лишь тс, кто
припали к стопам Всевышнего, смогут преодолеть безбрежный океан перерождений.
|
*Индуизм оперирует несколькими концепциями действий. Согласно одной из них
любое деяние есть 'зло, а согласно другой — любое действие рождает и зло, и
добро. (Здесь и далее примечания В. Фурники).
** Считается, что идеальный человек достигает совершенства и блаженства с
помощью подавления желаний, идущих от пяти чувств—зрения, обоняния, слуха,
осязания и вкуса.
*** Согласно индуизму душа считается бессмертной, а жизнь рассматривается
как бесконечная цепь перевоплощений и перерождений, как наказание живых существ
за неправедные деяния.
**** Восемь совершенств представлены в индуизме: самобытие, природная
незапятнанность души, мудрость, знание, свобода от привязанностей, милосердие к
живым существам, могущество и наслаждение.
Глава 2. Хвала — моление дождю |
|
|
|
11
|
Мир жизнью обязан изначально дождю Вот почему
дождь -следует называть нектаром жизни
|
|
|
12
|
Дождь все взращивает
для поддержании жизни и сам служит
для утоления жажды
|
|
|
13
|
Если бы иссяк дождь,
то разразился бы такой голод,
который стал бы терзать громадный
мир, окруженный океаном
|
|
|
14
|
Если скрытый в облаках источник богатств иссякнет, то и земледелец отвернется от сохи
|
|
|
15
|
Дождь разрушает, но вслед за
разрушением своим падением помогает пострадавшему земледельцу возродить разрушенное
|
|
|
16
|
Если ни одна капля
не слетит с небес, то и ни
одна былинка не проклюнется из земли
|
|
|
17
|
Оскудеют
даже сокровища обширного океана, если тучи, впитывающие
его влагу, снова не прольют
ее над ним*
|
|
|
18
|
Если иссякнет дождь, то на земле
исчезнут празднества и жертвоприношения богам
|
|
|
19
|
Не будет дождя — и огромный мир не вспомнит о подаянии и добродетели
|
|
|
20
|
Без дождя погибли
бы живые создания; без влаги никто не
смог бы следовать стезей добродетели
|
* Согласно индуизму жемчуг к живущие в океанах и морях существа возникают
благодаря дождю, который рождается из облаков, насыщаемых, влагой морей,
океанов.
Глава 3. О величии праведников |
|
|
|
21
|
Духовность
священных трактатов утверждает величие праведников, отрешившихся от мирских соблазнов
|
|
|
22
|
Оцепить величие праведников, отринувших земные соблазны—все равно, что
пытаться сосчитать ушедших в мир иной
|
|
|
23
|
Все в этом мире застилается
светом величия праведников, носящих драгоценные камни человеческой чистоты, постигших тайну жизни и освобождения от новых рождений
|
|
|
24
|
Семенем вечного блаженства
является тот, кто способен усмирить пять чувств с помощью коромысла воли
|
|
|
25
|
Даже Бог Индра испытал
на себе могущество того, кто покорил пять
чувств *
|
|
|
26
|
Исполненные величия праведники способны совершить невероятные деяния, которые не под силу
низменным
|
|
|
27
|
Мир принадлежит праведникам, познавшим истинную цену пяти чувствам
— вкусу, зрению, осязанию, слуху и обонянию
|
|
|
28
|
Величие
праведников, наделенных словом пророчества, доказывается в этом мире священными трактатами
|
|
|
29
|
Гневу праведников, взошедших на вершину добродетели,
все прочие не могут противостоять
ни мгновение **
|
|
|
30
|
Истинный праведник — брахман украшен драгоценным рубином праведной жизни и добросердечия ко всем живым существам
|
* Имеется в виду знаменитое индийское предание о том, что властелин неба
Индра воспылал страстью к жене праведника и мудреца Гаутамы. В отсутствии
святого Индра, приняв облик Гаутамы, явился в его скит и овладел женой
праведника. Внезапно вернувшийся Гаутама обнаружил грех Бога и проклял его: в
результате чего тело Индры покрылось множеством йони (женских половых органов).
"«Иное толкование афоризма: «Гнев праведников, взошедших на вершину
добродетели, длится не более мгновения».
Глава 4. Следование праведному пути (дхарме) |
|
|
|
31
|
Есть ли в жизни большее
благо, чем следование дхарме, приносящей славу и богатство?
|
|
|
32
|
Разве есть что-либо
выше дхармы? И есть ли большее
зло, чем забыть о ней?
|
|
|
33
|
При малейшей возможности неутомимо следуй дхарме с полной силой души
|
|
|
34
|
Да пребудешь ты чист в помыслах!
Ибо сие и есть дхарма Вес
прочее — пустышка и никому не нужные
звуки
|
|
|
35
|
Лишь тот образ
бытия исполнен дхармы, который не запятнан завистью,
вожделением, злобностью и
гневными словами
|
|
|
36
|
Блюди дхарму в сей же миг,
не откладывая это на потом,
ибо и в час смерти такое деяние окажет тебе бессмертную услугу
|
|
|
37
|
Толковать
о результатах дхармы — зряшное занятие. Разница между уклоняющимся от добродетели и следующим ее сути такая
же, как между тем, кто
несет паланкин и сидящем в нем
|
|
|
38
|
Если ты денно и нощно
неустанно следуешь по благой стезе,
то твои усилия станут несокрушимой гранитной горой, которая прекратит твой мучительный путь перерождений
|
|
|
39
|
Лишь следование праведному пути дарует блаженство
Все остальное причиняет боль и достойно осуждения
|
|
|
40
|
Праведность — это просто
то, к чему ты стремишься, а зло — это то,
от чего ты бежишь
|
Глава 5. О семейной жизни |
|
|
|
41
|
Тот, кто ведет
семейную жизнь, является надежной опорой тем, кто
следует трем другим путям праведности *
|
|
|
42
|
Исполненный добродетели семьянин служит поддержкой отрешившимся от мирской суеты,
нищим и умершим **
|
|
|
43
|
Семьянин
все свои основные усилия прикладывает для блага умерших, бога, гостей, родных и самого себя
|
|
|
44
|
Вечно будет жить
и не будет страдать потомство семьянина, который в страж убегает от зла и делится
своей едой с другими
|
|
|
45
|
Доброжелательная любовь к людям, добродетельный образ жизни уже
сами по себе придают очарование семенной жизни и служат воздаянием за нее
|
|
|
46
|
Став на иную
стезю, какое высшее благо отыщет добродетельный семьянин?
|
|
|
47
|
Жизнь добродетельного семьянина выше всех, кто
стремится к добродетели
|
|
|
48
|
Наделенный
добродетелью семейный человек, наставляющий на путь добродетели
других, совершает более суровый подвижнический образ жизни, чем отрешившиеся
от мирской суеты
|
|
|
49
|
Что есть добродетель, как не семейная
жизнь? Если окружающие не укоряют семьянина за нее, то
нет жизни выше семейной
|
|
|
50
|
Богам равен добродетельный
семьянин, ведущий праведную жизнь на земле!
|
* Традиционно индуизм рассматривает следующее деление граждан: грихастья
(ведущий семейную жизнь), брзхмачарья (давший обет целомудрия, учащийся),
ванапрастха (отшельник, живущий в лесу и предающийся покаянию) н саньяси
(отшельник, отрешившийся от всего мирского). Как видно, мудрец Тируваллувар
отдает предпочтение семьянину несущему на своих плечах бремя жизни.
** Речь идет о том, что семьянин служит поддержкой умершим, так как
совершает на свои трудовые сбережения похоронные обряды, чем облегчает
пребывание их душ в ином мире.
Глава 6. О спутнице жизни |
|
|
|
51
|
Истинная спутница жизни та, которая
обладает всеми достоинствами, нужными в семье, ведет жизнь в соответствии с доходами мужа
|
|
|
52
|
Если жена не
обладает необходимыми для семьи добродетелями,
семейная жизнь будет подобна пустыне, какой бы пышной ни
казалась эта жизнь с виду
|
|
|
53
|
Если хозяйка обладает всеми достоинствами, необходимыми в семье, то чего еще
может недоставать семье? Если у жены нет этих
достоинств, то что же тогда
есть в этой семье?
|
|
|
54
|
Что может быть
величественнее хозяйки дома, которая с твердостью ума и непоколебимостью сердца хранит свою чистоту?
|
|
|
55
|
Праведная и верная жена, восстав ото сна, может
не возносить молитву Богу Ей достаточно поклониться мужу и промолвить: «Пусть будет дождь!»
— и дождь прольется *
|
|
|
56
|
Истинная жена, обладает
тремя добродетелями: она блюдет свою
чистоту, заботится о супруге и всячески печется о поддержании доброй славы своей семьи
|
|
|
57
|
Разве принесет пользу жена, окруженная частоколом надзора и подозрений? Чистота сердца супруги— вот истинный страж ее красоты
и добродетели
|
|
|
58
|
Если жены с благоговением относились к своим мужьям, они обретут
самую высокую славу среди богов
|
|
|
59
|
Муж, чья жена не
стремится обрести похвалы за преданность
не может гордо, подобно льву, прошествовать мимо своих хулителей
|
|
|
60
|
Достоинства Совершенной жёны создают счастье в семье, а честные дети — это драгоценные камни этого счастья
|
* Согласно понятиям индуизма семь рождений
составляют пребывание в виде богов, людей, зверей,
птиц, пресмыкающихся, рыб, неподвижных существ.
Глава 7. О детях |
|
|
|
61
|
Мы не знаем большей
радости, чем дети, наделенные светлым умом
|
|
|
62
|
Не пожнет зла во всех
семи рождениях тот, кто взрастил
детей, преисполненных высшей добродетели
|
|
|
63
|
Мудрецы
изрекли, что именно дети есть
высшее богатство, ибо оно — плод
добрых деяний человека **
|
|
|
64
|
Разве можно сравнить
сладость нектара, дающего бессмертие, с рисовой кашей, которой коснулась шаловливая ручонка твоего дитяти?
|
|
|
65
|
Прикосновение ребенка сладостно телу родителей, а звук его голоска подобен
небесной музыке
|
|
|
66
|
Звуки лютни кажутся
сладостными лишь тем, кто не
наслаждался дивным лепетом своих малышей
|
|
|
67
|
Самое лучшее наследие отца сыну — это
образование, которое помогает сыну занять достойное место в ученом обществе
|
|
|
68
|
Всем живущим в этом огромном мире сладостно сознавать, что их дети
обладают большими знаниями, чем их родители
|
|
|
69
|
Несравненно большую радость испытывает мать, слушая похвалу своему сыну, чем радость при
его рождении
|
|
|
70
|
Нет сладостней награды отцу, чем восхищенные слова людей, говорящих: «О, сколь велики деяния этого отца, получившего
в дар от небес такого сына!»
|
** В данном афоризме намекается на то, что дети заботятся о памяти и
душах умерших, совершая поминальные обряды.
Глава 8. О любви к родным и окружающим |
|
|
|
71
|
Есть ли нечто такое,
что могло бы скрыть любовь
человека к людям? Покров с нее сорвет всего одна грустная слезинка любящего
|
|
|
72
|
Кто не умеет любить,
живет единственно для себя Любящий
человек даже костьми принадлежит другим
|
|
|
73
|
Мудрые изрекли: живая душа соединяется с телом благодаря любви
|
|
|
74
|
Любовь к людям рождает богатство великой доброты к ним, а доброта порождает изумительный дар по имени
дружба
|
|
|
75
|
Земное счастье мудрые считают воздаянием за праведную жизнь, наполненную любовью
|
|
|
76
|
Лишь несведущие полагают, будто любовь к людям помогает на благочестивом
пути Увы! Любовь, бывает, толкает человека на дурные дела
|
|
|
77
|
Добродетель испепелит лишенного
любви человека точно так же,
как пылающее солнце иссушает червя
|
|
|
78
|
Жизнь человека, не испытывающего любви к другим, подобна усохшему древу, цепляющемуся корнями за каменистую почву
|
|
|
79:
|
Если в теле отсутствует любовь к людям, то какую радость
могут испытывать внешние части тела — ведь именно
любовь и является его сердцем?
|
|
|
80
|
Полнокровной жизнью живет лишь человек,
уверенно идущий стезей любви к людям; тело же,
лишенное способности любить, есть не более, чем
кости, обтянутые кожей
|
Глава 9. О гостеприимстве |
|
|
|
81
|
Смысл семейной жизни и приобретения богатства состоят в том, чтобы радушно
и щедро угощать гостей и помогать нуждающимся
|
|
|
82
|
Негоже, закрывшись в доме, вкушать яства одному, не зазывая в дом просящего горсть риса, даже если у вкушающего
напиток, дарующий бессмертие
|
|
|
83
|
Избегнет
страданий и нищеты семья, которая день ото дня
щедро встречает гостей
|
|
|
84
|
Вспыхнет от радости
богиня счастья и красоты Лакшми и поселится в доме человека, который с улыбкой встречает гостей
|
|
|
85
|
Нет нужды засевать
свое поле человеку, который щедро угостив пришедших, сам вкушает остатки угощения
|
|
|
86
|
Человек, который накормил и проводил одних гостей и тут же готов
принять других, сам станет желанным
гостем у небожителей
|
|
|
87
|
Не радушием хозяина измеряется польза радушия Мерой служат достоинства гостей
|
|
|
88
|
Человек,
который не был щедрым по
отношению к нуждающимся, на смертном одре
может воскликнуть лишь это: «О, всю жизнь я трудился,
копил, и все впустую!»
|
|
|
89
|
Если люди не оказывают
радушия нуждающимся, они есть нищие
среди богатых, ибо их богатство—это сокровища глупцов
|
|
|
90
|
Стоит понюхать цветок аниччам — и он увянет Точно
так же косой взгляд хозяина отвращает от него сердца
гостей *
|
* Аниччам — цветок недотрога из семейства мимозовых.
Глава 10 О речении доброго слова |
|
|
|
91
|
Истинно
ласковое слово исходит из уст
мудрого человека, сердце которого преисполнено любви к ближним и страшится хитрости
|
|
|
92
|
Задушевное слово и улыбчивое лицо намного отрадней даров, преподносимых от щедрого сердца
|
|
|
93
|
Благочестие есть ласковое слово, сказанное улыбающимся человеком с приветливым взглядом и с сердцем, полным любви к людям
|
|
|
94
|
Муки бедности не угрожают человеку,
который находит для людей ласковое
слово, способное облегчить душу
|
|
|
95
|
Единственными и истинными украшениями
человека являются скромность в жизни и обходительная речь Все прочее не
может быть украшением
|
|
|
96
|
Душевное
слово уменьшает зло и увеличивает добродетель
|
|
|
97
|
Доброе душевное слово, приносящее пользу другим людям, дарит всем радость
и блаженство
|
|
|
98
|
Сердечное
слово, лишенное всего мелочного и низкого, принесет счастье людям в обоих мирах
|
|
|
99
|
Разве произнесет грубое слово человек, который убедился в пользе душевного слова?
|
|
|
100
|
Говорить злые слова
вместо душевных — это все равно,
что вкушать незрелые плоды, когда рядом есть
зрелые
|
No comments:
Post a Comment