Monday 1 August 2005

Глава 081 to 090



Глава 81. О давней дружбе



801
Помни, что старая дружба та, которая не ущемляет свободы друга
               

802
Основа дружбыэто искренняя воля  в выборе друга. Мудрецы   благосклонно взирают на нее


803
Какая польза от давней дружбы, если она мешает друзьям поступать так, как им хочется?


804
Когда не спрашивают друзей и делают то, что считают нужным, то друзья с сочувствием смотрят на свершаемое


805
Если друзья совершают дурные поступки, то это происходит не только по незнанию, но и из-за веры в тебя, которого считают другом


806
Мужественные люди, верные давней дружбе, не отрекутся от друзей, даже если друзья совершат поступки, несущие им крушение


807
Люди, верные старой дружбе, не забудут любви к друзьям, даже если это будет угрожать их жизни


808
Верный давней дружбе человек не услышит речей о деяниях своего друга. Когда друг совершает добрый поступок, этот день приносит радость


809
Всегда люди будут стремиться поддерживать дружбу с верными друзьями


810
Даже враги будут уважать людей, которые остаются верны давней дружбе

Глава 82. О дружбе, рождающей вред



811
Дружба с неблагодарными, даже если они очень любят тебя, дарит большую радость, когда постепенно отмирает


812
Нет разницы между приобретением или потерей дружбы людей, которые льнут к тебе в удачные дни и бросают тебя в трудное время


813
Друзья, которые ищут в тебе одну лишь выгоду, похожи на блудниц и разбойников


814
Уж лучше одиночество, чем дружба с людьми, которые подобны коню, что сбрасывает всадника на поле боя


815
Лучше, отвергнуть дружбу малодушных, которые льнут к тебе в дни процветания и бросают в трудное время


816
В десятки миллионов раз лучше вражда мудрецов, чем дружба глупцов


817
В миллионы раз лучше ненависть врага, чем дружба людей, совершенно равнодушных к тебе


818
Без всяких слов отказывайся от дружбы с людьми, которые уклоняются от выполнения малейшей твоей просьбы


819
Дружба с людьми, у которых слово расходится с делом, даже во сне рождает досаду


820
Отринь дружбу с людьми, которые ласковы с тобой, но возводят хулу на тебя перед другими

Глава 83.   О дружбе с лицемерными



821
Дружба с лицемерными является наковальней для удара по тебе молотком, если подвернется для этого случаи


822
Дружба с лицемерными людьми, притворяющимися друзьями, непостоянна и подобна изменчивому сердцу женщины


823
Никогда низкие, лицемерные люди не будут верными друзьями, даже если они и познали премудрые истины


824
В страхе беги от лицемерного друга, который сладко улыбается, но в сердце своем растит ненависть к тебе


825
Не верь друзьям лицемерным, душа которых отвращена от тебя, но слова которых полны притворной любви


826
Очень скоро слова лицемерных друзей станут понятны, даже если эти слова с виду приятны и ласкают слух


827
Если человек сгибает лук, он готовится выстрелить. Вот почему не верь лицемерно согбенной покорности врагов, ибо это покорность лишь на словах


828
Притворные слезы твоих врагов должны вызывать такую же веру, как руки, сложенные перед грудью для приветствия, но прячущие кинжал


829
Задуши в дружеских объятиях привязанность лицемерных людей, лицо которых выражает дружбу, а сердце наполнено ненавистью к тебе


830
Если выражение твоего лица показывает приязнь к лицемерным друзьям, то сердце твое чуждо привязанности к нему

Глава 84. О глупости человеческой



831
Воистину глупость человеческаянечто удивительное. Если тебя спросят, что это такое, отвечай: глупость радуется разорению людей и убегает от того, что приносит реальное богатство


832
Самая большая глупостьэто желать себе глупых поступков


833
Глупость не ведает стыда, интереса к знаниям, добросердечия и совершенно равнодушна ко всему на свете


834
Нет большего глупца, чем человек, изучивший священные Веды и поучающий других, но не способный совладать со своими слабостями


835
Глупость человеческая создает в жизни ад и сама останется в нем во всех семи рождениях


836
Если глупый человек решил действовать и не знает пути достижения намеченного, он не только потерпит неудачу, но и закует себя в оковы, стесняющие движения


837
Когда в руки глупца приплывают баснословные богатства, тогда враги пируют, а его близкие умирают от голода


838
Когда глупцу попадают богатства, он повреждается умом и подобен глупому, напившемуся хмельного


839
Какую великую благость несет в себе дружба с глупыми людьми! Потому что при расставании с ними ты не испытаешь страданий


840
Глупец, дерзнувший выступить перед мудрецами, подобен человеку, который ложится в постель с немытыми ногам!

Глава 85. О невежестве



841
Самая страшная нищетаэто невежество. Люди не считают истинной нищетой ничего иного


842
Умный человек должен воздержаться принимать дар от невежды, который совершает даяние


843
Даже враги не в состоянии совершить такое зло, которое причиняют свои родные глупцы, погрязшие в невежестве


844
Пустотою ума считается гордыня человека, тщеславно заявляющего: «Только я обладаю знаниями


845
Человек, который стремится показать, что сокровенные знания ведомы ему, заставит сомневаться и в том, что он действительно знает


846
Если невежда не умеет спрятать своих глупостей, то стоит ли ему прикрывать свою наготу?


847
Если откроешь невежде свои тайны, то навлечешь на себя неисчислимые бедствия


848
Человек, который не внимает мудрому совету, пострадает и будет испытывать мучения до тех пор, пока его душа не отделится от тела


849
Человек, который стремится открыть глаза невежде, сам становится невеждой, ибо невежда видит вещи такими, какими он сам видит


850
Человек, который отрицает все, что признают за сущее все люди, считается дьяволом среди людей

Глава 86. О людской вражде



851
Мудрецы сказали, что истинная язва человечестваэто дух людской вражды, который настраивает людей против друг друга


852
Даже если какие-то люди, наполненные ненавистью, уязвляют тебя, то, как говорят мудрецы, лучше всего не причинять зла этим людям и не мстить им


853
Человек, исцелившийся от враждебности и предвзятости обретет яркий свет славы


854
Если сгинет вражда между людьми, то это родит наивысшую радость среди всех величайших радостей на земле


855
Разве может кто-либо победить человека, который сам победил вражду к. другим людям?


856
Человек, который твердит, что вражда есть удовольствие, стоит на грани гибели


857
Люди, обладающие неправедным знанием и. наполненные враждой, никогда не познают высшей истины,


858
Лишь тогда пожнешь урожай благоденствия, когда одолеешь враждебность и обретешь праведность. Конечно, непротивление вражде навлекает погибель


859
Дух вражды не вызывает радости в дни радости. В глубины вражды погружаются для того, чтобы приблизить собственную гибель


860
Лишь вражда рождает страдания людские. А радость взаимного  понимания возникает от сердечной благорасположенности

Глава 87. О враждебности



861
Не стой против сильного. Вместе с тем противоборствуй и самому слабому супостату


862
Разве может одолеть своих врагов человек, который исполнен враждебности по отношению к друзьям и тем самым лишенный силы?


863
Преисполненный враждебности легко попадает в объятия ненависти, тем более, если он не любит близких и не ведает знаний


864
Человек, который не в состоянии избавиться    от жестокости и разбалтывающий тайны, легко попадет в сети врагу в любое время


865
Врагу дорог тот царь, который идет неправедным путем, не делает того, что нужно для блага народа и которым не стыдится своих недостатков


866
Враждебность быстро растет в человеке, который преисполнен злобы и вожделения


867
Укроти в себе вражду любой ценой. Расположи к себе человека, исполненного ненависти


868
Исполненный враждебности властелин остается без дорогих людей. В этих условиях все его враги будут несказанно счастливы


869
Счастлив будет неприятель, если ему противостоят цари, обладающие враждебностью и ненавидящие вообще людей


870
 Не коснется слава царя, который не одерживает легкую победу над врагом, не вызывая в нем вражды

Глава 88. О ненависти



871
Даже в шутку не взращивай в сердце своем ненависть


872
Ты можешь питать ненависть к людям, которые вспахивают вражду лемехом лука, но не взращивай ненависть к людям, которые вспахивают лемехом слова


873
Живущий в одиночестве человек, питающий ненависть к окружающим, намного страшней, чем сумасшедший


874
Мир расцветает, если им правит человек, умеющий превратить ненависть в любовь


875
Если у тебя нет друзей и встретился ты с двумя врагами, обрати одного из них в друга


876
Оставь в покое врага в трудные для него днирешил ли  ты враждовать с ним или примириться


877
Никогда не жалуйся человеку, который не познал страданий. Не раскрывай своих слабостей перед тем, кто ненавидит тебя


878
Если ты твердо следуешь своим путем и чужд зла, то радость врагов твоих превратится в пыль


879
Пили дерево ядовитое тогда, когда оно не окрепло. Если оно наберет силу, то само умертвит твою руку


880
Человек, который не может побороть гордыню ненавидящих его врагов, подобен живому трупу
                    

Глава 89. О враге в твоем стане



881
Даже тень и влага могут быть неприятны, если доставляют боль. Подобно этому даже близкие люди неприятны, если доставляют неприятности


882
Не бойся врагов, открытых как меч. Остерегайся замаскированных врагов, выступающих в обличье друзей


883
Берегись врага в твоем стане. Он способен убить тебя ножом быстрее, чем гончар режет глину


884
Враг в твоем стане причинит тебе немало бед и приведет к гибели твоих друзей


885
Если в твоем стане среди близких возникает вражда, это приведет тебя к гибели


886
Едва ли ты уцелеешь, если среди твоих близких возникнет тайная вражда


887
Семья, где родилась вражда, будет разрушена, даже если с виду она выглядит неразделимой, как шкатулка с крышкой


888
Семейство, где поселилась вражда, превращается в прах, как железо, истачиваемое напильником,


889
Гибель живет в скрытой вражде, даже если она величиной всего с частичку сезама


890
Проживание с человеком, враждебно настроенным к тебе, подобно нахождению в хижине кобры

Глава 90. Об уважении властелина



891
Если ты заботишься о себе, то должен заботиться об уважении к могуществу властелина


892
Многие несчастья ожидают тебя, если ты без должного уважения относишься к властелину


893
Если ты хочешь приблизить свою гибель, тс вызови гнев властелина


894
Если слабый оскорбляет своими деяниями властелина, то он собственной рукой зовет к себе бога смерти


895
Люди, которые вызывают гнев властелина, нигде не чувствуют себя в безопасности


896
Ты еще можешь уцелеть, даже если будешь обожжен огнем. Но едва ли можно сластить от гнева оскорбленного властелина


897
Зря пройдет жизнь властелина, если он вызывает гнев праведных мудрецов


898
Канут в небытие люди, если они непочтительны к могучему властелину


899
Если праведный мудрец впадает в ярость, то даже могучий владыка дрогнет и выронит свой скипетр


900
Если праведный гнев охватывает благородного человека, то не устоят даже те, кого охраняет властелин
                       

No comments:

Post a Comment