Monday, 1 August 2005

Глава 101 to 108



Глава 101. О скопидомстве.



1001
Скопидом, собравший богатство и не наслаждающийся иммертвец. Нет пользы в бессмысленном накоплении богатства


1002
Человек, приходящий с богатством и не дарующий ничего, обретет статус низко рожденного, ибо он не кто иной, как слепой скареда


1003
Для земли нет большей тяжести, чем бесславный скопидом


1004
Что же оставит после себя скопидом, нелюбимый близкими людьми за жадность?       


1005
Даже если состояние измеряется десятками миллиардов, его нет у скареды, чуждого наслаждений


1006
Богатство доставляет одно страдание, если его владелец не наслаждается богатством и равнодушен к беднякам


1007
Скряга, имеющий богатство и не делящийся с нищими, подобен женщине с редкой красотой, по остающейся в одинокой старости


1008
Богатство скряги, отвергнутого близкими за жадность, похоже на дерево с ядовитыми плодами, которое растет посреди селения


1009
Богатство переходит в руки других людей, если владелец накапливал его, ненавидя близких и отрицая справедливость


1010
Временная нужда щедрого человека, хранящего свое доброе имя, подобна облаку, напитавшему дождем почву и вновь накапливающему живительную влагу

Глава 102. О скромности



1011

Истинная скромность бежит от деяний, недостойных человека. Все остальноеудел стыдливости женщин


1012
Еда, одежда, детивсе это не отличается людьми. Лишь величие определяется степенью скромности


1013
Плоть есть обитель души. Настоящее величие обитает в скромности


1014
Украшением мудрому человеку служит скромность При отсутствии ее рождается тяжелая болезньвысокомерие


1015
Истинно скромными люди считает тех, кто стыдится чужих пороков, словно своих собственных


1016
Истинно совестливые люди едва ли захотят существовать в этом мире без скромности, которая оберегает их


1017
Люди скромные даже от жизни откажутся ради сбережения скромности, но никогда не откажутся от скромности даже ради сохранения жизни


1018
Если ты не устыдишься за бесстыдного человека, то сам стыд покраснеет от стыда за тебя


1019
Погибнет твоя семья, если забудешь свой долг. Погибнет твоя справедливость, если забудешь скромность


1020
Поступь и движения бесстыдных людей напоминают ужимки деревянных кукол, которых дергают за нитки

Глава 103. О благе семьи



1021
Самая большая честь для семьи, если она не сидит, праздно сложа руки


1022
Процветает семья, в которой живут два качестварешимость мужчин и добрая мудрость


1023
 Семьянин, пекущийся о процветании семьи, узрит Бога, который приблизится к нему и наставит па путь истины


1024
Благоденствие семьи  обретается  неутомимыми   трудами


1025
Все люди с любовью сгрудятся, как вокруг дорогого родственника, возле человека, который- исполнен добродетели и трудится на благо своей семьи


1026
Истинно отважен тот мужчина, который принимает на себя груз забот о семье, в которой рожден


1027
Как на поле боя самый отважный воин принимает на себя самый сокрушительный удар, так и забота о семье ложится на плечи самого выносливого


1028
Человек, пекущийся о процветании семьи, не выжидает удобного времени для деяний. Но если он поддастся лени и возомнит о своем величии, семья погибнет


1029
Разве может испытывать терзание тело кормильца, хранящего семью от нищеты?


1030
Семья без кормильца погибает от ударов судьбы, лишившись своих живительных корней

Глава 104. О земледелии



1031
Чем бы ни занимались люди в этом обширном мире, они не выживут без плуга и поэтому идут за ним. Вот почему земледелиенаивысшее из всех занятий, хотя и очень трудное


1032
Земледелие это чека в колеснице державы, ибо поддерживает и дает жизнь и тем, кто не может идти за плутом, а выполняет другие дела


1033
По-настоящему живет лишь тот, кто пашет свое поле и кормится тем, что взрастит сам. Все прочие следуют за ним и восхваляют его


1034
Люди, живущие своим трудом и милостью плуга, увид: царственные зонты других властелинов под зонт'ом собственно1 царя
'

1035
Не будут нищенствовать люди, живущие темчто взрастили сами. Они щедро одарят всех просящих


1036
Если вспахивающие землю праздно сложат руки, то лишаться опоры на земле праведники, восклицающие: «Мы отреклись от земной жизни»


1037
Если на возделанном поле высохнет хотя бы пригоршня пыли, то напрасной будет и пригоршня навоза


1038
Лучше опускать в землю навоз, чем вспахивать ее. А после  прополки лучше беречь посевы, чем поливать их


1039
 Если крестьянин  не выходит в поле пахать, то почва потемнеет и разгневается на него, словно жена, на которую муж не обращает внимания


1040
Красавица по имени Земля высмеет ленивого, который вместо трудов праведных восклицает: «Увы, я  беден»

О земледелии



1041
Если спросят тебя, что горше нужды, знай: горше нужды только сама нужда


1042
Грешница по имени Нужда подступает к человеку всегдакак в нынешнем, так и будущем рождении


1043
Желания, идущие от нужды, способны погубить в одночасье твое потомство и славу твою


1044
Нищета и нужда даже высокородных низвергают в убогость, рождающую позорные слова


1045
Под одеждами нужды скрывается множество бед и огорчений


1046
Люди не слышат речей, произносимых нуждающимися, даже если это мудрые речи, рожденные жизнью


1047
От нуждающегося, забывшего путь справедливости, даже мать отвернется, словно от чужого


1048
Неужели нужда, что чуть было не сгубила меня вчера, снова придет сегодня?


1049
Можно уснуть даже возле жаркого костра. Но едва ли уснешь в окружении нужды


1050
Отрекшийся от наслаждений нищий, но не от земной жизниэто бог смерти, ищущий чужую соль и рисовую похлебку

Глава 106. О милостыне



1051
Проси подаяние, если перед тобой способный подать. Когда тот притворяется неспособным подать, то это уже его грех, но не твой


1052
Просьба о подаянии есть счастье для просящего, если милостыня не причиняет страданий


1053
Радостное чувство доставляет просьба о подаянии у понимающих свой долг и чуждых скаредности


1054
Просить милостынюэто то же самое, что давать ее, если дающие и во сне не подумают отказать в просимом


1055
Умоляющие о подаянии потому выполняют этот нелегкий долг, что в мире существуют скаредные богатые люди


1056
Если перед просящим милостыню стоит добрый и подающий человек, то все страдания убогого гибнут в одночасье


1057
В душе просящего милостыню рождается радость в миг: едва он видит человека, щедро дающего ему милостыню без поучении и укоризны


1058
Если бы не было нищих, то этот мир приятный уподобился сцепе с пляшущими куклами *


1059
Разве добыли бы славу щедрые люди, если бы не было просящих милостыню?


1060
Нищий не должен испытывать злобу, ибо муки нищеты сами по себе убеждают дарителя подаяния

* Намек на то, что в этом случае проявление щедрости было бы невозможным. как невозможно обедать на пляшущем столе.

Глава 107. О стыде просящего подаяние



1061
Уж лучше вовсе не молить о подаянии, чем просить у человека, которого ты ценишь, как око, дающего тебе щедро и с радостью


3062
Уж лучше пусть погибнет этот мир, чем позволит существовать людям, живущим за счет подаяния и ввергнутым в нищету


1063
Самая большая наглость состоит в том, что она провозглашает: «Покончим с нищетой за счет выпрашнвания подаяния»


1064
Достоинство человека, не позволяющее просить милостыню, намного больше, чем этот мир


1065
Нет более сладостной пищи, дарованной тебе собственным трудом, даже если это похлебка в виде кипяченой воды


1066
Что есть постыднее, чем язык, вымаливающий подаяние, даже если ты просишь всего лишь воду для коровы


1067
Молю всех молящих о подаянии: если уж вы молите, то не вымаливайте у скаред


1068
Непрочный челн по имени нищенствование разобьется на мелкие   части,   напоровшись   на   скалу  по   имени   скаредность


1069
Сердце млеет от жалости при виде нищего, но стоит подумать о жестокости жадного, как сердце просто умирает


1070
Душа нищего умирает, едва он попросит милостыню. Тогда куда может спрятаться душа скупердяя, отказывающего в подаянии?

Глава 108. О низменности.



1071
Все низменные люди похожи, как близнецы. Я никогда не видел людей, столь похожих на них


1072
По сравнению со справедливыми людьми низменные обладают великим счастьем, ибо они не ведают угрызений совести


1073
Низменные Люди похожи на богов, ибо они поступают в соответствии со своими помыслами


1074
Если низкий человек видит еще более низкого, то он туг же стремится превзойти его в низости, а достигнув этого, гордится


1075
Единственный закон для низменных — это страх. Есть и другое — вожделение, но оно дает им немногое


1076
Низменные подобны барабану, в который громко бьют, провозглашая тем самым чужие тайны


1077
Низменные ленятся даже встряхнуть влагу с руки после еды. Они уступают лишь тем людям, которые кулаком могут раздробить им челюсть


1078
Мудрый сразу сделает добро, стоит сказать ему пару слов. Низменный же принесет пользу лишь тогда, когда перемелешь его, подобно сахарному тростнику


1079
Если низменный заметит прекрасные одеяния и вкусную еду у кого-либо, он тут же станет выискивать на его лице следы от оспы


1080
Низкие годятся лишь на то, чтобы продать себя побыстрее, когда наступает трудный час в их жизни

No comments:

Post a Comment