Monday 1 August 2005

Глава 039 to 050



КНИГА 2. О ГОСУДАРСТВЕ

Глава 39. Величие повелителя страны



381
Тот считается львом среди повелителей разных стран, кто владеет шестью силамивойском, народом, богатством, умным советниками, верными друзьями и несокрушимыми крепостями


382
Суть истинного повелителя страны составляют всего лишь четыре незамутненные качества: бесстрашие, великодушие, мудрость и энергичная настойчивость


383
Неотъемлемыми качествами повелителя страны являются неутомимый дух, знания и решительность


384
Настоящий повелитель страны тот, кто, следуя по стезе справедливости и уклоняясь от несправедливости, свято блюдет свою честь и не нарушает долгзащитника своей страны


385
Настоящий правитель страны тот, кто ясно видит пут к увеличения богатства, накопления его, сбережения и распределения оного


386
Люди будут возносить повелителя страны, к которому легко попасть на прием и который ласково обращается со своими подданными


387
Если повелитель страны ласково говорит с простолюдинами, милосерден и щедр, то подданные восхвалят его и с радостью будут повиноваться ему


388
Повелитель, который справедливо правит страной и заботится о подданных, всегда будет почитаться людьми как бог


389
Общество спокойно живет под зонтом повелителя страны, который наделен способностью терпеливо сносить резкие, но справедливые слова от своих подданных


390
Великий среди повелителей тот, кто в полной мере обладает четырьмя качествамивеликодушием, милосердием, справедливостью и искренней заботой о подданных

Глава 40. О постижении знаний



391
Неукоснительно изучай  точто следует  усвоить,  а после усвоения действуй в соответствии с изученным


392
Мудрецы сказали: у каждого человека есть два глазаодин называют цифрами, а другойбуквами *


393
Истинно зрячими могут быть названы лишь обладающие знаниями. На лице невежд вместо глаз лишь две язвы


394
Привлекательность постигших знаний в тем, что встреча с ними наполняет нас радостью, а расставание с ними навевает желание новой встречи


395
Как нищий низко склоняется перед богачом, так и незнающий стоит перед тем, кто постиг свет знаний


396
Чем глубже роют колодец,    тем обильнее    добытая вода. Так же и люди: чем больше они углубляются   в постижение знаний, тем обильней брызжет мудрость из недр знаний


397
Для человека, обладающего знаниями, любая страна, любое селение есть родина. Почему же некоторые люди вплоть до конца дней своих остаются на стезе невежества?


398
Знания, приобретенные тобой в одном рождении, подарят тебе наслаждение и счастье во всех прочих семи рождениях


399
Люди, обладающие знаниями, испытывают наслаждение, видя, что другие восторгаются преподносимыми им знаниями


400
Лишь знание есть неистребимое и наилучшее богатство. Все остальное не обладает истинной ценностью

* Буквы и цифры традиционно олицетворяют знания.

Глава 41. О незнании



401
Беседовать с учеными, не владея многими знаниями, подобно тому, что играть в шахматы на доске, не разделенной на квадраты


402
Невежда обычно стремится похвастать знаниями в среде ученых, как женщина лишенная грудей, жаждет покорить мужчин своими прелестями


403
Даже необразованные люди могут считаться умудренными знаниями, если они в собрании ученых будут держать язык за зубами


404
Какой бы великой с виду ни была мудрость человека, лишенного знаний, к его словам не склонят ухо люди, умудренные знаниями


405
Лишь только невежда начнет свою горделивую речь в кругу ученых, как тотчас же там рождается скука


406
Невежды надобны гиблому солончаку. О них можно казать одно: они существовали


407
Если невежда, обладая даже привлекательной внешностью, не проникает в сокровенные тайны истинного знания, то его внешняя мишура уподобится красоте разукрашенной глиняной фигурки


408
Воистину богатство, полученное невеждой, намного горше нищеты, выпавшей на долю просветленного знанием мудреца


409
Если невежда рожден в благородной семье, он не сможет подняться до уровня достоинства человека, обладающего истинным знанием, даже если этот человек происходит из простых людей


410
Как люди вообще отличаются от животных, так и познавшие священные ученые трактаты мужи отличны от остальных людей

Глава 42. Как внимать мудрости



411
Внимая мудрым речам, мы получаем высшее сокровище, которое есть высшим среди высших богатств


412
Если люди не могут переварить пищу мудрости, которая ласкает слух, то пусть хотя бы частичка этой пищи достанется желудку невежды


413
Люди, которые наделены даром склонять ухо к яствам речей мудрости, подобны богам, которые живут жертвоприношениями


414
Внимай совету мудрых людей, даже если ты не обрел знаний. Именно это послужит тебе опорой, когда ты будешь пребывать в бедности


415
Добрый совет из уст мудреца, прославившегося своей добродетелью, служит верной опорой идущим по скользкой стезе


416
Прислушивайся к словам добрых людей, даже если эти люди не обладают многими мудрыми словами. Именно это дарует тебе непреходящее достоинство


417
Люди, которые могут прислушиваться и постигать мудрые мысли, никогда не произнесут глупостей, даже если не так истолкуют эти мысли


418
Глухое для мудрых речей   ухо, даже внимательно слушая их, не в состоянии услышать эти речи


419
Люди, которые не в состоянии склонять ухо к мудрым истинам, не могут быть почтительными и скромными в своих речах


420
Какая польза от людей живущих или ушедших, если им, невеждам, неведома сладость внимания мудрым речам, а ведомо лишь ощущение языка во рту?

Глава 43, О мудрости



421
Мудрость представляет собой  оружиехранящее от всяких опасностей. Мудростьэто крепость, куда не пробиться  и которую не одолеть никаким недругам


422
Мудрость уводит со стези зла и удерживает желания а узде, приводя человека к добру


423
Мудрость есть способность постичь истину во всем, что слышит человек, кто бы ни произносил эту истину


424
Мудрость есть умение говорить так, чтобы суть говоримого была ясна и понятна для других


425
Ясный ум человека с восторгом воспринимается людьми, ибо мудрость не ведает ни расцвета, ни увядания


426
Каким бы ни был мир, но мудрость состоит в том, чтобы жить с миром людей в мирном согласии


427
Люди, наделенные мудростью, ясно сознают, что может быть. Лишенные знаний люди не знают будущего


428
Истинная глупость не боится того, чего надо бояться. Истинная мудрость состоит в том, чтобы бояться того, чего следует бояться


429
Самые мудрые люди, которые в состоянии разглядеть будущее зло и избежать его, не вкусят несчастий, которые рождают страх,


430
Мудрые люди имеют все, а глупые  представляют собой людей нищих, даже если у них есть все богатства мира

Глава 44. Как одолеть пороки



431
Богатство людей, отказавшихся от надменности, злобы и низости, всегда отмечено величием


432
Жадность, низость, склонность к низменным наслаждениям представляют собой пороки повелителя страны


 433
Добрые люди, которые стыдятся позора даже величиной в семя проса, воспринимают малейший грех так, словно он размером с гигантскую пальму


434
Главной заботой каждого человека должно стать отстранение от пороков. Ибо порокэто такой враг, который готовит человеку погибель


435
Жизнь человека, который не хранит себя от подстерегающего его зла, будет разрушена, словно копна соломы в огне


436
Разве останутся у властителя пороки, если он, обнаруживая их у людей, сумеет одолеть свои собственные слабости?


437
Если жадный богач не делает того, что должно быть сделанным; он найдет погибель и не обретет славу


438
Жадность богача не сравнима ни с чем. Это редкостный порок!


439
Никто и никогда не должен восторгаться собой и не должен совершать бесплодные деяния


440
Никакие козни врагов не одолеют тебя, если ты испытываешь любовь к другим людям

Глава 45 Обретение дружбы великих



441
Стремись к дружбе с великими и мудрыми, которые обладают справедливостью. Но вначале взвесь их истинные качества


442
Стремись к дружбе людей, которые могут избавить тебя, от сегодняшних и завтрашних страданий


443
Самое трудноеэто обретение дружбы великих мира сего


444
Наивысшая из всех способностей состоит в обретении дружбы человека, который стоит намного выше тебя


445
Правитель обычно действует в соответствии с советами приближенных. Так пусть же он окружает себя мудрыми советниками после благоразумного размышления


446
Слабыми будут потуги недругов против человека, который в состоянии действовать в качестве близкого друга высокопоставленного человека


447
Кто способен сгубить властелина, ценящего дружбу мудрых людей, которые имеют мужество резко укорить его в совершенных ошибках?


448
Властелин без мудрых советников, могущих резким словом уберечь его от ошибок, уподобляется владыке без телохранителей. И он гибнет, даже если его не окружают враги, вознамеривающиеся погубить властелина


449
Люди, лишенные дружбы сильных мира сего, подобны тем, которые лишены больших денег и не могут иметь доход


450
В десятки раз глупее махать руками на дружбу мудрецов, чем приобретать себе многих врагов

Глава 46. Об отказе от дружбы с низменными



451
Истинное величие боится тесной дружбы с низменными, ибо они будут окружены еще более низкими, маскирующимися под искренних друзей


452
Качество воды зависит от земли, по которой она течет. Точно также и ценность людей зависит от качества их дружбы


453
Людей постигают умом, а истинное знание о другом человеке приходит от познания его друзей


454
Лишь на первый взгляд знание кажется вещью, идущей от ума. На самом деле оно является плодом истинной близости с друзьями


455
Чистота помыслов, непогрешимость в основе своей опираются на чистоту твоей дружбы


456
Благостью будет отмечено потомство того, чье сердце не запятнано и кто не совершил порочных деяний, кто стремился всегда к чистоте дружбы


457
Истинным сокровищем для человека является чистое сердце. А чистота дружбы будет достойна похвалы всех людей


458
Даже если мудрецы и обладают добротой, но добро дружбы и им служит опорой и защитой


459
Свобода души есть следствие чистоты ума, который становится стойким благодаря дружбе


460
Наибольшее благоэто чистосердечная дружба. Лишь низменная дружба порождает огромные страдания

Глава 47. О хорошо продуманных деяниях.



461
Хорошенько взвесь то, что потеряешь и приобретешь, какую будешь иметь пользу и что принесет задуманное. И лишь потом приступай к деянию


462
Всего добьется человек, который действует, советуясь с друзьями и тщательно взвешивая все сам


463
Люди, обладающие мудростью, не совершат действий, которые могут погубить все богатство, если они преследуют одну лишь цельнаживу


464
Человек, который боится совершить ошибку, что может навлечь насмешку людей, не приступит к делу, которого не знает


465
Если ты приступаешь к деянию, не продумав всех его тонкостей, ты создаешь возможность взращивания врагов на плодородном поле


466
Погибель ждет  человека, совершающего неблаговидные поступки. Но так же обречен на погибель и тот, кто не совершает необходимых деяний


467
Лишь хорошенько взвесив все, приступай к деяниям. Неумно говорить: «Начнем дело, а потом подумаем»


468
Пропадут зря усилия, прикладываемые на ложной стезе, даже если миллионы людей помогают тебе


469
Даже совершая добрые деяния, можно ошибиться, если эти деяния не продуманы


470
Вначале подумай: а не осудят ли люди мои дела? И лишь потом действуй. Ведь если тебе не правятся собственные дела, то как их одобрят люди?

Глава 48. Как взвесить свои возможности.



471
Сначала взвесь предстоящие трудности, свои возможности, возможности и силу своих противников, возможности друзей и лишь потом приступай к задуманному делу


472
Удачу пожнет тот человек, который, приступая к делу, ясно осознает, что он может сделать и какими средствами для этого обладает


473
Многие люди, которые не сумели правильно взвесить свои возможности, но горели желанием достичь своей цели, испытали сокрушительное поражение, приступив к делу


474
Погибель ожидает человека, который мечется, не умет взвесить свои возможности и любуется своими делам


475
Даже перьев павлина  не выдержит воз, если  наваливать их непомерной массой


476
Жизнью может заплатить человек, который карабкается вверх по дереву и. неудержимо рвется дотянуться аж до небес


477
Действуй, идя по пути добра и верно рассчитывая силы. Лишь так ты сбережешь достояние и сможешь помочь другим людям


478
Даже если твои доходы небольшие, тебя не постигнет погибель, если ты соизмеришь их с расходами


479
Жизнь человека неумеренного выглядит то процветающей, то нищенской. В конце концов она бесславно обрывается


480
Из-за неумеренной расточительности твоему процветанию может наступить конец, если ты не взвесишь меру своих возможностей

Глава 49. Умение выбрать подходящее время для действий



481
Ворона побеждает сову именно днем. Так и властитель должен правильно выбирать время для сокрушения своих врагов


482
Если дела вершатся в соответствии с временем, то это представляет собой прочную нить, связывающую правителя и богиню удачи


483
Если ты действуешь в точно рассчитанное время и применив верные средства, то что может быть неосуществимым для тебя?


484
Если властитель действует в точном согласии с местом и временем, он добьется успеха, даже поставив себе цель покорить весь мир


485
Властитель, задумавший подчинить себе весь мир, запасется терпением и выждет своего часа, не тревожа свой ум нетерпением


486
Пусть наделенный огромным энтузиазмом человек запасется таким же огромным терпением и уподобится могучему барану, который отступает назад с тем, чтобы с силой броситься вперед и сокрушить своего противника


487
Человек, наделенный мудростью, не вскипит от обиды тот час, а будет медленно лелеять свой гнев, выжидая благоприятного момента для ответного действия


488
Встретившись с неприятелем в неподходящую минуту, прояви выдержку и приветствуй его. Но когда узришь его смертный час, тогда его голова сама упадет к твоим стопам


489
Если настает миг добиться желаемого, без колебаний спеши достичь его


490
Следуй примеру цапли, которая сжимает крылья в ожидании мига нападения и действуй с решительностью этой птицы, когда придет подходящее время

Глава 50. Умение выбрать подходящее место для действий



491
Не приступай к деяниям и не презирай силу врага, если ты не выбрал места для низвержения супостата


492
Обладание мощной крепостью даст тебе огромное преимущество, в особенности, если ты уже обладаешь армией и достаточной воинственностью


493
Даже очень слабые люди станут могучими, если они выберут нужное место и будут тонко действовать против супостата


494
Когда ты, выбрав надежное место, разворачиваешь осторожные действия против неприятеля, то пусть рассчитывавшие на победу враги расстанутся со своими надеждами


495
Могуч крокодил в водоеме. Но как только он окажется па суше, его легко одолеют другие твари


496
Не помчится мощная колесница по морю. Не понесется по суше судно, стремительно мчащееся по волнам


497
Приступая к деяниям, продумай хорошенько свой образ действий, выбери надежное место. В этом случае тебе не нужна иная помощь, кроме мужества


498
Пусть у предводителя небольшое войско, но если он хорошо укрепится в надежном месте, то его враг дрогнет, даже если у него есть неисчислимая армия


499
Едва ли можно одолеть народ на его земле, даже если у него нет могучих крепостей и прочих средств защиты


500
Даже слона, способного бесстрашно отражать тучи дротиков, одолеет лиса, если он увязнет в трясине


No comments:

Post a Comment