КНИГА 2. О ГОСУДАРСТВЕ
Глава 39. Величие повелителя страны |
|
|
|
381
|
Тот считается львом среди повелителей
разных стран, кто владеет шестью
силами — войском, народом, богатством, умным советниками, верными друзьями и несокрушимыми крепостями
|
|
|
382
|
Суть истинного повелителя страны составляют всего лишь четыре незамутненные
качества: бесстрашие, великодушие, мудрость и энергичная настойчивость
|
|
|
383
|
Неотъемлемыми качествами повелителя страны являются неутомимый дух, знания и решительность
|
|
|
384
|
Настоящий повелитель страны тот, кто,
следуя по стезе справедливости и уклоняясь от несправедливости, свято блюдет свою честь
и не нарушает долг — защитника своей страны
|
|
|
385
|
Настоящий правитель страны тот, кто
ясно видит пут к увеличения богатства, накопления его, сбережения и распределения оного
|
|
|
386
|
Люди будут возносить
повелителя страны, к которому легко попасть на прием
и который ласково обращается со своими подданными
|
|
|
387
|
Если повелитель страны ласково говорит с простолюдинами, милосерден и щедр, то подданные восхвалят его и с радостью будут повиноваться ему
|
|
|
388
|
Повелитель, который справедливо правит страной и заботится о подданных, всегда будет почитаться людьми как бог
|
|
|
389
|
Общество спокойно живет под зонтом
повелителя страны, который наделен способностью терпеливо сносить резкие, но справедливые слова от своих
подданных
|
|
|
390
|
Великий среди повелителей
тот, кто в полной мере обладает
четырьмя качествами — великодушием, милосердием, справедливостью и искренней заботой о подданных
|
Глава 40. О постижении знаний |
|
|
|
391
|
Неукоснительно изучай то, что следует усвоить, а после усвоения действуй в соответствии с изученным
|
|
|
392
|
Мудрецы сказали: у каждого человека есть два глаза
— один называют цифрами, а другой — буквами *
|
|
|
393
|
Истинно
зрячими могут быть названы лишь обладающие знаниями. На лице невежд вместо
глаз лишь две язвы
|
|
|
394
|
Привлекательность постигших знаний в тем, что встреча с ними наполняет нас радостью, а расставание с ними навевает желание новой встречи
|
|
|
395
|
Как нищий низко
склоняется перед богачом, так и незнающий стоит перед тем, кто
постиг свет знаний
|
|
|
396
|
Чем глубже роют колодец,
тем обильнее
добытая вода. Так же и люди:
чем больше они углубляются в постижение знаний, тем обильней брызжет мудрость из недр знаний
|
|
|
397
|
Для человека, обладающего знаниями, любая страна, любое селение есть родина. Почему же некоторые люди вплоть до
конца дней своих остаются на стезе невежества?
|
|
|
398
|
Знания,
приобретенные тобой в одном рождении, подарят тебе наслаждение и счастье во всех прочих
семи рождениях
|
|
|
399
|
Люди, обладающие знаниями, испытывают наслаждение, видя, что другие
восторгаются преподносимыми
им знаниями
|
|
|
400
|
Лишь знание есть неистребимое и наилучшее богатство. Все остальное не обладает истинной
ценностью
|
* Буквы и цифры традиционно олицетворяют знания.
Глава 41. О незнании |
|
|
|
401
|
Беседовать с учеными, не владея многими
знаниями, подобно тому, что играть
в шахматы на доске, не разделенной
на квадраты
|
|
|
402
|
Невежда обычно стремится похвастать знаниями в среде ученых, как женщина
лишенная грудей, жаждет покорить мужчин своими прелестями
|
|
|
403
|
Даже необразованные люди могут считаться умудренными знаниями, если они в собрании
ученых будут держать язык за зубами
|
|
|
404
|
Какой бы великой
с виду ни была мудрость человека, лишенного знаний, к его словам не склонят
ухо люди, умудренные знаниями
|
|
|
405
|
Лишь только невежда начнет свою горделивую речь в кругу ученых, как тотчас
же там рождается скука
|
|
|
406
|
Невежды надобны гиблому солончаку. О них можно казать
одно: они существовали
|
|
|
407
|
Если невежда, обладая даже привлекательной внешностью, не проникает в сокровенные тайны истинного знания, то его
внешняя мишура уподобится красоте разукрашенной глиняной фигурки
|
|
|
408
|
Воистину
богатство, полученное невеждой, намного горше нищеты, выпавшей на долю
просветленного знанием мудреца
|
|
|
409
|
Если невежда рожден в благородной семье, он не сможет
подняться до уровня достоинства человека, обладающего истинным знанием, даже если этот
человек происходит из простых людей
|
|
|
410
|
Как люди вообще
отличаются от животных, так и познавшие священные ученые трактаты мужи отличны от остальных людей
|
Глава 42. Как внимать мудрости |
|
|
|
411
|
Внимая мудрым речам, мы получаем
высшее сокровище, которое есть высшим среди высших богатств
|
|
|
412
|
Если люди не
могут переварить пищу мудрости, которая ласкает слух, то пусть
хотя бы частичка этой пищи достанется желудку невежды
|
|
|
413
|
Люди, которые наделены даром склонять ухо к яствам речей мудрости, подобны богам, которые живут жертвоприношениями
|
|
|
414
|
Внимай совету мудрых людей, даже если ты
не обрел знаний. Именно это послужит тебе опорой, когда ты будешь
пребывать в бедности
|
|
|
415
|
Добрый совет из
уст мудреца, прославившегося своей добродетелью, служит верной опорой идущим по скользкой
стезе
|
|
|
416
|
Прислушивайся к словам добрых людей, даже если
эти люди не обладают многими
мудрыми словами. Именно это дарует
тебе непреходящее достоинство
|
|
|
417
|
Люди, которые могут прислушиваться и постигать мудрые мысли, никогда не произнесут глупостей, даже если не так
истолкуют эти мысли
|
|
|
418
|
Глухое для мудрых
речей ухо, даже внимательно слушая их, не
в состоянии услышать эти речи
|
|
|
419
|
Люди, которые не в состоянии склонять ухо к мудрым истинам, не могут быть
почтительными и скромными
в своих речах
|
|
|
420
|
Какая польза от людей живущих
или ушедших, если им, невеждам,
неведома сладость внимания мудрым речам, а ведомо лишь ощущение языка во рту?
|
Глава 43, О мудрости |
|
|
|
421
|
Мудрость
представляет собой оружие, хранящее от всяких опасностей.
Мудрость — это крепость, куда не пробиться и которую не одолеть
никаким недругам
|
|
|
422
|
Мудрость
уводит со стези зла и удерживает
желания а узде, приводя человека к добру
|
|
|
423
|
Мудрость
есть способность постичь истину во всем, что
слышит человек, кто бы ни
произносил эту истину
|
|
|
424
|
Мудрость
есть умение говорить так, чтобы суть говоримого
была ясна и понятна для других
|
|
|
425
|
Ясный ум человека с восторгом воспринимается людьми, ибо мудрость
не ведает ни расцвета, ни увядания
|
|
|
426
|
Каким бы ни был
мир, но мудрость состоит в том, чтобы жить
с миром людей в мирном согласии
|
|
|
427
|
Люди, наделенные мудростью, ясно сознают, что может быть.
Лишенные знаний люди не знают
будущего
|
|
|
428
|
Истинная
глупость не боится того, чего надо бояться.
Истинная мудрость состоит в том, чтобы бояться того, чего следует
бояться
|
|
|
429
|
Самые мудрые люди, которые в состоянии разглядеть будущее зло и избежать его, не вкусят
несчастий, которые рождают страх,
|
|
|
430
|
Мудрые люди имеют
все, а глупые представляют собой людей нищих, даже если у них
есть все богатства мира
|
Глава 44. Как одолеть пороки |
|
|
|
431
|
Богатство
людей, отказавшихся от надменности, злобы и низости, всегда отмечено величием
|
|
|
432
|
Жадность,
низость, склонность к низменным наслаждениям представляют собой пороки повелителя страны
|
|
|
433
|
Добрые люди, которые стыдятся позора даже величиной в семя проса, воспринимают
малейший грех так, словно он
размером с гигантскую пальму
|
|
|
434
|
Главной
заботой каждого человека должно стать отстранение от пороков. Ибо
порок — это такой враг, который
готовит человеку погибель
|
|
|
435
|
Жизнь человека, который не хранит
себя от подстерегающего его зла, будет разрушена,
словно копна соломы в огне
|
|
|
436
|
Разве останутся у властителя пороки, если он, обнаруживая их у людей, сумеет
одолеть свои собственные слабости?
|
|
|
437
|
Если жадный богач не делает того,
что должно быть сделанным; он найдет погибель
и не обретет славу
|
|
|
438
|
Жадность
богача не сравнима ни с чем. Это редкостный
порок!
|
|
|
439
|
Никто и
никогда не должен восторгаться собой и не должен
совершать бесплодные деяния
|
|
|
440
|
Никакие козни врагов
не одолеют тебя, если ты
испытываешь любовь к другим людям
|
Глава 45 Обретение дружбы великих |
|
|
|
441
|
Стремись
к дружбе с великими и мудрыми, которые обладают справедливостью. Но вначале взвесь
их истинные качества
|
|
|
442
|
Стремись
к дружбе людей, которые могут избавить тебя, от сегодняшних и завтрашних страданий
|
|
|
443
|
Самое трудное — это обретение дружбы великих мира сего
|
|
|
444
|
Наивысшая
из всех способностей состоит в обретении дружбы человека, который стоит намного выше тебя
|
|
|
445
|
Правитель
обычно действует в соответствии с советами приближенных. Так пусть же он
окружает себя мудрыми советниками после благоразумного размышления
|
|
|
446
|
Слабыми
будут потуги недругов против человека, который в состоянии действовать в качестве близкого друга высокопоставленного человека
|
|
|
447
|
Кто способен сгубить властелина, ценящего дружбу мудрых людей, которые имеют мужество резко укорить его в совершенных ошибках?
|
|
|
448
|
Властелин
без мудрых советников, могущих резким словом уберечь его от
ошибок, уподобляется владыке без телохранителей.
И он гибнет, даже если его
не окружают враги, вознамеривающиеся погубить властелина
|
|
|
449
|
Люди, лишенные дружбы сильных мира сего, подобны тем, которые лишены больших денег и не могут
иметь доход
|
|
|
450
|
В десятки
раз глупее махать руками на дружбу мудрецов,
чем приобретать себе многих врагов
|
Глава 46. Об отказе от дружбы с низменными |
|
|
|
451
|
Истинное величие боится тесной дружбы с низменными, ибо они будут
окружены еще более низкими, маскирующимися под искренних друзей
|
|
|
452
|
Качество воды зависит
от земли, по которой она
течет. Точно также и ценность людей зависит от качества их
дружбы
|
|
|
453
|
Людей постигают умом, а истинное знание о другом человеке приходит от познания
его друзей
|
|
|
454
|
Лишь на первый
взгляд знание кажется вещью, идущей от ума.
На самом деле оно является
плодом истинной близости с друзьями
|
|
|
455
|
Чистота помыслов, непогрешимость в основе своей опираются на чистоту твоей
дружбы
|
|
|
456
|
Благостью
будет отмечено потомство того, чье сердце не
запятнано и кто не совершил порочных
деяний, кто стремился всегда к чистоте дружбы
|
|
|
457
|
Истинным
сокровищем для человека является чистое сердце. А чистота дружбы будет достойна похвалы всех людей
|
|
|
458
|
Даже если мудрецы и обладают добротой, но добро дружбы
и им служит опорой и защитой
|
|
|
459
|
Свобода
души есть следствие чистоты ума, который становится стойким благодаря дружбе
|
|
|
460
|
Наибольшее благо — это чистосердечная дружба. Лишь низменная дружба порождает огромные страдания
|
Глава 47. О хорошо продуманных деяниях. |
|
|
|
461
|
Хорошенько взвесь то, что потеряешь
и приобретешь, какую будешь иметь пользу и что принесет задуманное. И лишь потом приступай
к деянию
|
|
|
462
|
Всего добьется человек, который действует, советуясь с друзьями и тщательно взвешивая все сам
|
|
|
463
|
Люди, обладающие мудростью, не совершат действий,
которые могут погубить все богатство, если они преследуют одну лишь цель
— наживу
|
|
|
464
|
Человек, который боится совершить ошибку, что может
навлечь насмешку людей, не приступит
к делу, которого не знает
|
|
|
465
|
Если ты приступаешь
к деянию, не продумав всех его тонкостей, ты создаешь возможность
взращивания врагов на плодородном поле
|
|
|
466
|
Погибель ждет человека, совершающего неблаговидные поступки. Но так же
обречен на погибель и тот, кто не совершает
необходимых деяний
|
|
|
467
|
Лишь хорошенько взвесив
все, приступай к деяниям. Неумно говорить: «Начнем дело, а потом подумаем»
|
|
|
468
|
Пропадут
зря усилия, прикладываемые на ложной стезе, даже если миллионы
людей помогают тебе
|
|
|
469
|
Даже совершая добрые деяния, можно ошибиться, если эти деяния не
продуманы
|
|
|
470
|
Вначале подумай: а не осудят ли
люди мои дела? И лишь потом действуй. Ведь если тебе
не правятся собственные дела, то как их
одобрят люди?
|
Глава 48. Как взвесить свои возможности. |
|
|
|
471
|
Сначала взвесь предстоящие трудности, свои возможности, возможности и силу своих противников, возможности друзей и лишь потом приступай
к задуманному делу
|
|
|
472
|
Удачу пожнет тот человек, который, приступая к делу, ясно осознает,
что он может сделать и какими средствами для этого обладает
|
|
|
473
|
Многие люди, которые
не сумели правильно взвесить свои возможности, но горели желанием
достичь своей цели, испытали сокрушительное поражение, приступив к делу
|
|
|
474
|
Погибель ожидает человека, который мечется, не умет
взвесить свои возможности и любуется своими делам
|
|
|
475
|
Даже перьев павлина не выдержит воз, если наваливать их непомерной массой
|
|
|
476
|
Жизнью может заплатить
человек, который карабкается вверх по дереву и. неудержимо рвется дотянуться аж до небес
|
|
|
477
|
Действуй, идя по
пути добра и верно рассчитывая силы. Лишь так
ты сбережешь достояние и сможешь помочь другим людям
|
|
|
478
|
Даже если твои
доходы небольшие, тебя не постигнет
погибель, если ты соизмеришь их с расходами
|
|
|
479
|
Жизнь человека неумеренного выглядит то процветающей, то нищенской. В конце концов она бесславно обрывается
|
|
|
480
|
Из-за неумеренной расточительности твоему процветанию может наступить конец, если ты не
взвесишь меру своих возможностей
|
Глава 49. Умение выбрать подходящее время для действий |
|
|
|
481
|
Ворона побеждает сову именно днем.
Так и властитель должен правильно выбирать время для сокрушения своих врагов
|
|
|
482
|
Если дела вершатся
в соответствии с временем,
то это представляет собой прочную нить, связывающую правителя и богиню удачи
|
|
|
483
|
Если ты действуешь
в точно рассчитанное время и применив верные средства, то что может
быть неосуществимым для тебя?
|
|
|
484
|
Если властитель действует в точном согласии с местом и временем, он добьется успеха, даже поставив себе цель покорить
весь мир
|
|
|
485
|
Властитель, задумавший подчинить себе весь мир, запасется
терпением и выждет своего часа, не тревожа свой
ум нетерпением
|
|
|
486
|
Пусть наделенный огромным энтузиазмом человек запасется таким же огромным
терпением и уподобится могучему барану, который отступает назад с тем, чтобы с силой броситься вперед и сокрушить своего противника
|
|
|
487
|
Человек, наделенный мудростью, не вскипит от обиды
тот час, а будет медленно лелеять свой гнев, выжидая благоприятного момента для ответного действия
|
|
|
488
|
Встретившись с неприятелем в неподходящую минуту, прояви выдержку и приветствуй его. Но когда узришь
его смертный час, тогда его
голова сама упадет к твоим стопам
|
|
|
489
|
Если настает миг добиться желаемого, без колебаний спеши достичь его
|
|
|
490
|
Следуй примеру цапли, которая сжимает крылья в ожидании мига нападения и действуй с решительностью этой птицы, когда придет подходящее время
|
Глава 50. Умение выбрать подходящее место для действий |
|
|
|
491
|
Не приступай к деяниям и не презирай силу врага, если ты
не выбрал места для низвержения
супостата
|
|
|
492
|
Обладание мощной крепостью даст тебе огромное преимущество, в особенности, если ты уже
обладаешь армией и достаточной воинственностью
|
|
|
493
|
Даже очень слабые люди станут могучими,
если они выберут нужное место и будут тонко действовать против супостата
|
|
|
494
|
Когда ты, выбрав
надежное место, разворачиваешь осторожные действия против неприятеля, то пусть рассчитывавшие на победу враги
расстанутся со своими надеждами
|
|
|
495
|
Могуч крокодил в водоеме. Но как
только он окажется па суше,
его легко одолеют другие твари
|
|
|
496
|
Не помчится мощная колесница по морю. Не
понесется по суше судно, стремительно
мчащееся по волнам
|
|
|
497
|
Приступая
к деяниям, продумай хорошенько свой образ действий, выбери надежное место. В этом случае тебе не
нужна иная помощь, кроме мужества
|
|
|
498
|
Пусть у
предводителя небольшое войско, но если
он хорошо укрепится в надежном месте, то его
враг дрогнет, даже если у него
есть неисчислимая армия
|
|
|
499
|
Едва ли можно одолеть
народ на его земле, даже
если у него нет могучих крепостей
и прочих средств защиты
|
|
|
500
|
Даже слона, способного бесстрашно отражать тучи дротиков, одолеет лиса, если он
увязнет в трясине
|
No comments:
Post a Comment