Monday, 1 August 2005

Глава 051 to 060



Глава 51. Доверяй другим после испытания их



501
Доверять можно лишь тому человеку, который подвергся испытанию четырех качеств: справедливости, стремлению к богатству, пристрастию к наслаждениям и страху за свою жизнь


502
Доверяй скромному и родившемуся в благородной семье; доверяй человеку, лишенному- пороков и опасающемуся падения


503
Среди людей, которые познали самые трудные вещи и которые свободны от недостатков, редко найдешь таких, которые отмечены незнанием


504
Испытай в другом человеке добрые свойства, оцени в нем плохое и то, чего больше окажется, считай его сущностью


505
Пробным камнем, на котором проверяются высокие и низкие достоинства людей, служат их деяния


506
Будь осмотрителен с людьми, лишенными близких, потому что они не обладают привязанностью и не знают стыда за позор содеянного


507
Доверие даже к мудрым людям, вспыхнувшее от внезапной признательности, ввергнет тебя в ошибочные обстоятельства


508
Человек, поверивший другому и не испытавший его качеств, принесет своему потомству неисчислимые беды


509
Не доверяй человеку, не узнав его достоинств. Лишь после испытания оных доверяй ему дело в соответствии с его качествами


510
Как доверие, так и излишняя подозрительность к человеку могут навлечь на тебя бедствия

Глава 52. О привлечении на службу людей после их испытания



511
Тот человек заслуживает быть взятым на службу, в котором ты, познав доброе и недоброе, обнаружил все же больше доброго


512
Пусть правит делами человек, который способен увеличивать казну, предвосхищать опасности


513
Выбирай себе в помощники человека, обладающего четырьмя качествами: верностью дружбе, обширными знаниями, ясным умом и щедростью


514
Многие стали лучше под воздействием хорошей службы у правителей, несмотря на то, что их качества долгое время испытывались разными методами


515
Не доверяй службу человеку, который считает своего хозяина непогрешимым. Доверяй дела лишь тому, кто познал дело и с тщанием исполняет его


516
Хорошенько познай своего советника, лишь после этого, посвятив его в дело, поручай ему осуществление оного в соответствующее время


517
Лишь убедившись, что приближенный может выполнить данное дело, вели ему в нужное время осуществить это дело


518
Убедившись в том, что подданный в состоянии выполнить порученное ему дело, возвысь его ровно в такой мере, чтобы он осуществил поручаемое


519
Лишится богатства и удачи тот повелитель, который ложно понимает преданность верного подданного, показывающего рвение в делах


520
Пусть служба подданных пребывает под неусыпным оком повелителя. И страна не испытает несправедливости, если чиновники не будут служить неправде
                              

Глава 53. Как поддерживать близких



521
Былая дружба обнаруживается в минуты утраты дружбы лишь в кругу друзей


522
Если судьба даровала тебе близких с их привязанностью, то чти это как богатство, которое подарит тебе еще много даров


523
Жизнь человека, лишенного дружбы, подобна водоему без берегов, который напрасно теряет воду


524
Счастье, рождаемое богатством, есть жизнь в окружении людей


525
Если ты щедр и ласков, то тебя всегда будет окружать сонм близких друзей


526
Если повелитель наделен щедростью и ласков, с окружающими, то он всегда в этом мире будет радоваться дружбе близких. Никто не сравнится с ним в этом виде богатства


527
Ворона громким карканьем сзывает сородичей поклевать добытое. Так же и процветание приходит лишь к тем, кто имеет добрую натуру


528
Если властелин судит о каждом подданном по его качествам, то люди очень быстро оценят его высокие достоинства


529
Все бывшие друзья, ушедшие от тебя, вновь вернутся к тебе, как только устранится причина разрыва с ними


530
Если бывший приближенный вновь вернулся к властелину, то пусть он хорошенько подумает, прежде чем принять вернувшегося с тайным намерением

Глава 54. О предусмотрительности



531
Беспечность от восторга хуже, чем чрезмерная ярость


532
Беспечность губит доброе имя, как длительное нищенство, убивающее мудрость


533
Мудрецы всех вероисповеданий мира признали, что добрая слава чурается беспечных


534
Как трусливые люди не находят для себя надежной крепости, так непредусмотрительные люди не находят благоприятных условий жизни


535
Непредусмотрительный человек обычно горько терзается, по причине своих оплошностей


536
Если ты предусмотрителен во всем, учитываешь время и не упускаешь свой шанс, то ничто в мире не сравнится с этим


537
Если ты осмотрителен и осторожен, то одолеешь все трудности


538
С осмотрительностью действуй во всем. Лишь тогда ты можешь снискать похвалу мудрых людей


539
Пребывая в безумии неосмотрительности, помни о людях, которые сгубили себя, забросив все дела


540
Легко добиться намеченной цели, если постоянно помнишь о ней

Глава 55. О справедливом правлении



541
Справедливое правление значит постижение сути происходящего, властвование без обмана и свершение деяний по совету мудрецов


542
Весь мир трепещет в ожидании дождя. Точно так же и народ надеется на правосудие властелина, взирая на его скипетр


543
Скипетр праведного правителя служит опорой святым Ведам и справедливости


544
 Все люди  припадут  к стопам  повелителяподнимающего скипетр справедливости с любовью к своим соотечественникам


545
Всегда будет проливаться обильный дождь и зреть тучный урожаи в стране повелителя, который высоко держит скипетр праведности и блага


546
Разве копье приносит славу повелителю? Отнюдь! Триумф ему доставляет праведный скипетр, который не сгибается от неправедных деяний государя


547
Если повелитель страны денно и нощно поддерживает в стране праведность, то его сбережет само правосудие


548
Повелитель страны, не встречающийся с народом, не склоняющий уха к советам мудрецов, не живущий в согласии с добродетелью, обязательно упадет низко и погубит себя


549
Долг повелителя страны состоит в том, чтобы беспощадно наказывать прегрешения, оберегать граждан от врагов внешних и внутренних. В этом нет никакого прегрешения


550
Правитель, карающий смертью жестоких преступников, уподобляется крестьянину, очищающему посевы от сорняков

Глава 56. О жестокосердном правлении



551
Жестокий повелитель, совершающий несправедливые деяния, намного хуже обычных убийц


552
Поднявший грозно скипетр правитель, обирающий собственных подданных, уподобляется грабителю, который замахнулся на жертву копьем и кричит: «Кошелек или смерть


553
Загнивает постепенно та страна, повелитель которой не бдит державных дел и не вершат правосудия


554
Владыка, в руках которого сгибается скипетр от неправедного правления, который не склоняет ухо к словам мудрецов, может сразу лишиться сокровищ и подданных


555
Разве не являются слезы, проливаемые подданными от злых деяний деспота, той самой силой, которая крушит его могущество?


556
Праведное правление лишь укрепляет положение повелителя страны, но если он не приемлет праведность, то светильник повелителя обязательно погаснет


557
Как земля трескается без влаги, так и подданные гибнут без праведного правления


558
Страшна судьба даже богатого, если он находится под скипетром неправедного повелителя


559
Если правитель неправедный, то даже небо не родит дождя и земля не получит ни капли влаги


560
Если страной правит несправедливый повелитель, то перестанут дарить блага коровы* и мудрые люди забудут о священных книгах *

* имеются в виду, что коровы, согласно индуистским представлениям,  дают пять священных продуктов: молоко, масло, сыворотку, навоз и мочу.

Глава 57. О несовершении властелином страшных деяний



561
Тот истинный властелин, кто вникает в беззаконие и карает преступников в соответствии с их виной так, чтобы он окончательно исправился


562
Если владыка желает править долго, он должен грозно поднимать скипетр, но мягко опускать его


563
Если тиран правит, наводя ужас на подданных, то его ждет верная гибель


564
Народная молва о свирепости тирана-правителя очень скоро уменьшит его жизнь и навлечет на него скорую гибель


565
Громадные сокровища правителя, отгородившегося от народи и устрашающего подданных, подобны богатствам, охраняемым демоном


566
Если властелин произносит жестокие речи, если он безжалостен, то его богатства очень скоро иссякнут


567
Жестокие слова и суровые кары правителя являются напильником, который неумолимо подтачивает могущество самого могучего властителя


568
Презирающий добрые советы правитель скоро лишится богатств и могущества, если он не сумеет обуздать свою свирепость


569
Если свирепый деспот не сумел воздвигнуть в нужное время крепостей, то его ждет скорая гибель


570
Нет большей тяжести для земли, чем жестокое правление, склоняющее ухо к угодливым и тупым советникам

Глава 58. О благожелательности



571
Мир этот благополучно живет, если повелитель преисполнен великого блага по имени благожелательность


572
Благополучие мира происходит от благожелательности, люди, лишенные ее, тягостны для земли


573
Какая польза от мелодии, если она непригодна для пения? И какая польза от глаз, в которых не светится благожелательность


574
Какая польза от глаз, лишенных благожелательности?


575
Благожелательность во взглядеэто тот алмаз, который украшает очи. Если глаза не светятся добротой, то онине более чем зияющая рана на лице человека


576
Если во взгляде людей отсутствует благожелательность, то они подобны муляжу, сделанному из дерева и глины


577
Лишены глаз люди без доброты во взоре. Обладающие зрением не могут не выражать благожелательность во взгляде


578
Мир принадлежит людям, которые способны с благожелательностью смотреть на людей и приносящим добро


579
Высшей добродетелью является способность смотреть с благожелательностью даже на закоренелого преступника


580
Постигшие благожелательность спокойны даже тогда, когда вкушают напиток, в который, как они знают, подсыпан яд

Глава 59. О соглядатаях



581
Властитель должен ясно понимать, что у него есть два глаза: великий свод законов и соглядатаи


582
Властитель обязан как можно быстрее узнавать, что происходит с подданными в каждую минуту


583
Едва ли достигнет победы властитель, не осведомленный соглядатаями и тем самым лишенный возможности упредить события


584
Соглядатаи властелина должны неусыпно следить за всеми сановниками, родственниками и близкими, а также за противниками


585
Настоящий соглядатай не должен вызывать подозрений у окружающих и выдавать себя


586
Профессиональный соглядатай, приходя в облике странника или святого, должен уметь проникать в самые трудные места, выведать нужные сведения и ни в коем случае не выдать себя


587
Истинный соглядатай должен быть изворотливым в выведывании тайн у людей- И пусть у него не будет сомнений в достоверности узнанных секретов


588
Сведения, доставляемые соглядатаем, следует проверить через другого соглядатая


589
Властелин должен поступать так, чтобы соглядатаи не знали друг друга. Доверия заслуживают сведения, доставленные независимо тремя соглядатаями


590
Повелитель не должен одаривать соглядатаев на людях. Если это происходит, то соглядатаи невольно раскроют тайны

Глава  60. Об энтузиазме



591
Богатыми называются лишь люди, исполненные энтузиазма. Но что есть у лишенных его, даже если они имеют кое-что?


592
Истинным богатством является энтузиазм и энергия, ибо обычным богатством владеют недолго, причем оно исчезает надолго


593
Люди, наделенные богатством энтузиазма, никогда не воскликнут в отчаянии: «Наше богатство уплыло


594
Богиня удачи сама явится к человеку, наделенному энтузиазмом и энергией


595
Высота стебля зависит от глубины воды, в которой он произрастает и на которой поддерживается цветок. Так и богатство людей зависит от степени их энергии и энтузиазма


596
Да будет всегда твоя мысль обращена к возвышенным деяниям. Даже если у тебя случилась неудача, помни: высокие идеалы непреходящи,


597
Подобно боевому слону, пронзенному стрелами, но продолжающему сражаться с врагом, сильные духом не испытывают отчаяния, даже если наступает миг поражения,


598
Люди, не обладающие энтузиазмом и энергией, никогда не познают щедрости


599
Если тигр ринется на слона, обладающего громадными и острыми бивнями, то даже слон может дрогнуть


600
Непоколебимость духаэто истинное богатство человека. Кто лишен этого, уподоблен дереву, на котором просто высечен облик человека

No comments:

Post a Comment