Monday 1 August 2005

Глава 091 to 100



Глава 91. 0 не потворстве жене



901
Не обретут истинного величия мужи, исполненные вожделения к своим женам. От этой слабости должны отказаться те, кто стремится к величию


902
Уменьшится благоденствие человека в глазах мудрых, если он обуреваем чрезмерным вожделением к своей жене


903
Мужское величие, находящееся в плену капризной жены всегда навлекало презрение мудрецов


904 
Мужчина, заискивающий перед женой, не обретет величия


905
Трепещущий перед своей женой не совершит деяний, восхваляемых мудрецами


906
Мужчины, трепещущие при виде нежных, как бамбук, рук жены, не добьются величия, даже если ведут благородную жизнь


907
Скромная и. робкая женщина достойна большей похвалы, чем мужчина, который трепещет перед капризной женой


908
Не помогут друзьям и не совершат добрых дел мужи, потворствующие капризам своих жен


909
Мужчины, послушно следующие прихотям своих жен, не будут справедливыми, не обретут богатства и потеряют дары любви


910
Потакание капризам жены лишит тебя удачи и изгонит доброту из сердца

Глава 92. О блудницах



911
Гибель несут блудницы с тонкими браслетами, обуреваемые жаждой наживы, но лишенные любви


912
Не приближайся к женщинам, лишенным добродетели и произносящим слова о наживе


913
Объятия жадных блудниц подобны объятиям трупа а темной комнате


914
Истинные мудрецы не ринутся      в объятия      продажны блудниц, ищущих корысть


915
Обладающие высшим знанием не окажутся в ложных объятиях блудниц, продающих свою любовь


916
Мудрецы, дарящие людям добродетель, не будут покорены нежными округлостями блудниц, дарящих каждому радости


917
Лишенные умения любить с радостью обнимают блудниц, которые дарят наслаждение, но сердцем остаются с другим


918
Мудрые говорят, что объятия блудниц радуют лишь глупцов


919
Объятия продажной блудницы, украшенной жемчугом, подобны аду, а котором погрязают глупцы


920
Блудницы с недалеким умом, вино и игральные костивот удел людей, от которых отвернулась богиня удачи

Глава 93. О не пристрастии к вину



921
Люди с непомерным пристрастием к вину не смогут противостоять недругам и растеряют остатки своей славы


922
Пусть все откажутся от вина. Пусть пьют его лишь люди, которым чужды слава и мудрость


923
Пьяный внушает отвращение даже родной матери И какие же чувства вызовет он у мудрых


924
Богиня скромности в страхе убежит от пораженного пьянством человека


925
Лишь глупец отдает свои деньги и взамен получает бесчувственность и пьяную окаменелость тела


926
Пьющие вино пьют яд. Пребывая в бесчувствии, они подобны мертвецам


927
Пьющие вино и пребывающие в бесчувствии люди раскроют свои тайны и будут осмеяны окружающими


928
Пусть пьяница не пытается убедить, что он не пьет, ибо его порок виден невооруженным глазом


929
Увещевать пьяного человекавсе равно, что пытаться отыскать под водою утопленника, держа в руке горящий светильник


930
Неужели о глупости пьянства не думает трезвый, когда видит человека, обезумевшего от пития

Глава 94. Об игре в кости



931
Не играй в кости, даже если тебе и везет, ибо даже удача подобна крючку, заглатываемому рыбой


932
Разве отыщет дорогу добра человек азартный, который выигрывает один раз, а проигрывает сотни раз?


933
Твои богатства уплывут, если ты постоянно занят бросанием игральных костей


934
Самую большую нищету приносит азартная игра, она вынуждает игрока совершать низости по отношению к друзьям и лишает его доброго имени


935
Ни с чем останутся азартные игроки, не расстающиеся с игорным домом и хвастающиеся умением бросать кости


936
Богиня зла, именуемая Азартною Игрою, прикроет игроков одеяниями и тут же доведет их до голода и страданий


937
Если с рассветом ты уже устремляешься в игорный дом, погибнет твое богатство и слава


938
Азарт уничтожает богатство, рождает ложные клятвы, губит милосердие и навлекает страдание


939
Если ты стал рабом игры в кости, то расстанься с доброй славой, мудростью, богатством, едой и одеяниями


940
Проигравший снова с любовью тянется к игре. Точно так и душа: еще больше любит тело, когда оно наполнено страданиями

Глава 95. Об исцелении тела



941
Описанные в Аюрведе три стихии тела,* начиная с газов, вызывают болезнь, появляясь в изобилии или в ничтожном количестве


942
Не нужны будут телу никакие лекарства, если ты, приступая к еде, убедишься, что прежде съеденная пища усвоена


943
Ешь в меру, когда прежде съеденное усвоено. Лишь почувствовав голод, приступай к еде, которая нравится тебе


944
Сначала перевари съеденное, а затем приступай к поеданию. Так долгое время проносишь свое тело


945
Никогда не будешь болеть, вкушая любимые яства и отвергая противную тебе пищу


946
Недоедающий испытывает чувство наслаждения от приема пищи, а переедающий чувствует боль в желудке от обилия пищи


947
Если, не зная меры в еде, перегружаешь желудок, то испытаешь боль в чрезмерном количестве


948
Пусть врач лечит больного в соответствии со своим умением, определив болезнь, выяснив причину и пути ее устранения


949
Пусть постигший трактаты по исцелению начнет лечить больного, хорошенько поразмыслив о состоянии больного, о тяжести его болезни, о времени для устранения ее


950
Больной, врач, готовящий лекарства и помощник врачатаковы четыре человека, участвующие в устранении болезни. Вот почему наука о лечении имеет четыре раздела

*Аюрведа -  древнеиндийская   наука о медицине, рассматривающая в качестве  трех стихий тела газы, слизь и желчь

Глава 96. О высоком рождении.



951
Лишь высоко рожденному свойственна справедливость и чувство стыда


952
Честность, правдивость, и чувство стыдавот три достоинства, от которых никогда не откажутся рожденные в благородной семье


953
Мудрые сказали, что происходящий из благородной семьи обладает четырьмя достоинствами: искренней улыбкой, щедрым сердцем, приятной речью и обходительностью


954
Благородный человек избегает постыдных деяний, даже если ему сулят десять миллионов золотых монет


955
Если даже оскудеет богатство, благородный род не расстанется с щедростью


956
Благородный человек, живущий в согласии с незапятнанностью своего рода, будет избегать пороков и не совершит дурных деяний


957
Пороки человека из благородной семьи поражают людей, как мутное пятно на лике яркой луны


958
Благородство человека будет поставлено под сомнение, если в нем не отыщется человеколюбия


959
Сеянец говорит о плодородии почвы, на которой он растет. Точно так же о высоком роде свидетельствует речь человека из этого рода


960
Если ты ищешь славу, обладай чувством стыда. А если хочешь снискать похвалу, будь ласковым с людьми

Глава 97. О достоинстве



961
Отбрось мысль о поступках, приносящих ущерб твоему достоинству, даже если отказ от них угрожает твоей жизни


962
Человек, который ищет достоинство и славу, не совершит дурных деяний даже ради величия


963
Ласковое обхождение нужно и в периоды процветания, и в дни лишений, когда нужно сохранить достоинство


964
Если люди роняют свое достоинство, совершая дурные деяния, то от них такая же польза, как от волоса; упавшего с головы


965
Даже великие люди будут казаться ничтожными, если совершат низкие деяния, пусть и крохотные, как орешек


966
Если ты живешь за счет унижающих тебя, это не принесет тебе славы. Отринь такую жизнь


967
О погибшем с достоинством человеке молва говорит более справедливо, чем о том, кто живет за счет унижающих его людей


968
Когда  достоинство уходит от человека, тогда жизнь его, хранящая плоть, вовсе не представляется нектаром


969
Если як потеряет шерсть, он погибнет. Так и потерявшие достоинство утрачивают жизнь


970
Мир увенчает славой тех, которые имеют достоинство и не живут в бесчестье

Глава 98. О величии человека



971
Величие для всякого человека есть богатство; Бесчестье для него говорить: «Проживу и без славы»


972
Люди одинаковы по своему рождению, но их величие определяется деяниями


973
Лишены величия люди, чуждые величия, даже если они и высокого рождения. Лишены низости люди, чуждые низости, даже если они и из низкого рода


974
Обладающий величием подобен женщине, хранящей свою чистоту


975
Обладающий величием на стезе добра совершает благородные деяния, недоступные низким


976
В низко рожденных отсутствует стремление благоговеть перед обладающим величием


977
Если обладающие величием снизойдут к низким, то они превзойдут все границы скромности


978
Величие  всегда  скромно,  а  низость  всегда  хвалит себя


979
Истинное величие не бьет себя в грудь, а низость скачет на коне тщеславия


980
Величие закрывает глаза на ошибки других, а низость на весь мир кричит о чужих недостатках
                     

Глава 99. О мудрости



981
Мудрецы сказали, что знающие свой долг    и стремящиеся к совершенству, должны следовать своему долгу


982
Достоинство мудрости представляет собой совершенное достоинство. Прочие совершенства не являются украшением мудрых


983
Любовь к людям, скромность, щедрость, доброжелательность и искренностьэти достоинства являются той скалой, на которой покоится мудрость


984
Отречение от мирской жизни значит не совершение убийства. Мудрость основана на не произнесении слов о пороках других людей


985
Истинное могущество могущественных состоит в скромности. Этотот меч, который помогает мудрым превращать недругов в своих друзей


986
Пробным, камнем истинной мудрости является признание своей незначительности перед более низким


987
Какая польза от мудрости, если стремящийся к ней не помогает тем, кто причиняет ему страдания


988
Нищета вовсе не позор для человека, который наделен истинной мудростью


989
Люди, наделенные мудростью, не оставят свой путь, даже если будет потрясение мира при смене юг *


990
Если сократится любовь между людьми мудрыми, то этот огромный мир не выдержит собственной тяжести

* В Индуистской космогонии насчитывается четыре юги, т. е. периода развития земли, последняя из которых Калиюга (длится и сейчас), началась около
 

Глава 100. О великодушии.



991
Великодушный человек, считают мудрецы, сразу распознает людей, обладающих благородством при общении с ними


992
Любовь к людям и благородное происхождениесуть достоинств великодушного человека


993
Внешнее сходство не всегда роднит людей. Истинное сходство заключено в единении разных благородных качеств великодушного человека


994
Люди возносят хвалу великодушным, пожинающим плоды своей доброты


995
Неуважение, высказанное даже шутки ради, уязвляет людей. Великодушные видят достоинства даже у своих врагов


996
Лишь благодаря великодушным существует мир. Иначе он исчез бы сразу


997
Если люди лишены великодушия, они подобны дереву, даже при уме остром, как напильник


998
Человека можно считать падшим, если он невеликодушен к самым низким, не ценящим дружбы и причиняющим этому человеку беды


999
Люди лишенные великодушия, неспособные смеяться в кругу друзей, видят огромный мир, погруженным во тьму, даже в яркий день


1000
Богатство в руках чуждого великодушия портится подобно молоку, налитому в немытый горшок

No comments:

Post a Comment