Глава 91. 0 не потворстве жене |
|
|
|
901
|
Не обретут истинного величия мужи, исполненные вожделения к своим женам. От этой
слабости должны отказаться те, кто стремится к величию
|
|
|
902
|
Уменьшится благоденствие человека в глазах мудрых, если он обуреваем чрезмерным вожделением к своей жене
|
|
|
903
|
Мужское
величие, находящееся в плену капризной жены всегда навлекало
презрение мудрецов
|
|
|
904
|
Мужчина, заискивающий перед женой, не обретет величия
|
|
|
905
|
Трепещущий перед своей
женой не совершит деяний, восхваляемых мудрецами
|
|
|
906
|
Мужчины, трепещущие при виде нежных,
как бамбук, рук жены, не
добьются величия, даже если ведут
благородную жизнь
|
|
|
907
|
Скромная
и. робкая женщина достойна большей похвалы, чем мужчина, который трепещет перед капризной женой
|
|
|
908
|
Не помогут друзьям и не совершат добрых
дел мужи, потворствующие капризам своих жен
|
|
|
909
|
Мужчины,
послушно следующие прихотям своих жен, не будут
справедливыми, не обретут богатства и потеряют дары любви
|
|
|
910
|
Потакание капризам жены лишит тебя
удачи и изгонит доброту из сердца
|
Глава 92. О блудницах |
|
|
|
911
|
Гибель несут блудницы с тонкими браслетами, обуреваемые жаждой наживы, но лишенные
любви
|
|
|
912
|
Не приближайся к женщинам, лишенным добродетели и произносящим слова о наживе
|
|
|
913
|
Объятия
жадных блудниц подобны объятиям трупа а темной комнате
|
|
|
914
|
Истинные
мудрецы не ринутся в объятия продажны
блудниц, ищущих корысть
|
|
|
915
|
Обладающие
высшим знанием не окажутся в ложных объятиях блудниц, продающих свою любовь
|
|
|
916
|
Мудрецы,
дарящие людям добродетель, не будут покорены нежными округлостями блудниц, дарящих каждому радости
|
|
|
917
|
Лишенные
умения любить с радостью обнимают блудниц, которые дарят наслаждение, но сердцем остаются
с другим
|
|
|
918
|
Мудрые говорят, что объятия блудниц радуют лишь глупцов
|
|
|
919
|
Объятия
продажной блудницы, украшенной жемчугом, подобны аду, а котором погрязают глупцы
|
|
|
920
|
Блудницы с недалеким умом, вино и игральные кости — вот удел людей,
от которых отвернулась богиня удачи
|
Глава 93. О не пристрастии к вину |
|
|
|
921
|
Люди с непомерным пристрастием к вину не смогут
противостоять недругам и растеряют остатки своей славы
|
|
|
922
|
Пусть все откажутся от вина. Пусть
пьют его лишь люди, которым
чужды слава и мудрость
|
|
|
923
|
Пьяный внушает отвращение даже родной матери
И какие же чувства вызовет он у мудрых
|
|
|
924
|
Богиня скромности в страхе убежит от пораженного
пьянством человека
|
|
|
925
|
Лишь глупец отдает свои деньги и взамен получает бесчувственность и пьяную окаменелость тела
|
|
|
926
|
Пьющие вино пьют яд.
Пребывая в бесчувствии, они подобны мертвецам
|
|
|
927
|
Пьющие вино и пребывающие в бесчувствии люди раскроют свои тайны и будут осмеяны окружающими
|
|
|
928
|
Пусть пьяница не пытается
убедить, что он не пьет,
ибо его порок виден невооруженным
глазом
|
|
|
929
|
Увещевать
пьяного человека — все равно, что
пытаться отыскать под водою утопленника,
держа в руке горящий светильник
|
|
|
930
|
Неужели о глупости пьянства не думает
трезвый, когда видит человека, обезумевшего от пития
|
Глава 94. Об игре в кости |
|
|
|
931
|
Не играй в кости, даже если тебе
и везет, ибо даже удача подобна
крючку, заглатываемому рыбой
|
|
|
932
|
Разве отыщет
дорогу добра человек азартный, который выигрывает один раз, а проигрывает
сотни раз?
|
|
|
933
|
Твои богатства уплывут, если ты постоянно
занят бросанием игральных костей
|
|
|
934
|
Самую большую нищету приносит азартная игра, она вынуждает
игрока совершать низости по отношению
к друзьям и лишает его доброго имени
|
|
|
935
|
Ни с чем останутся азартные игроки, не расстающиеся с игорным домом и хвастающиеся умением бросать кости
|
|
|
936
|
Богиня зла, именуемая Азартною Игрою, прикроет игроков одеяниями и тут же доведет их
до голода и страданий
|
|
|
937
|
Если с рассветом ты уже устремляешься в игорный дом, погибнет твое богатство и слава
|
|
|
938
|
Азарт уничтожает богатство, рождает ложные клятвы, губит милосердие и навлекает страдание
|
|
|
939
|
Если ты стал рабом
игры в кости, то расстанься с доброй славой, мудростью, богатством, едой и одеяниями
|
|
|
940
|
Проигравший снова с любовью тянется к игре. Точно так
и душа: еще больше любит тело, когда оно
наполнено страданиями
|
Глава 95. Об исцелении тела |
|
|
|
941
|
Описанные в Аюрведе три стихии тела,*
начиная с газов, вызывают болезнь, появляясь в изобилии или в ничтожном количестве
|
|
|
942
|
Не нужны будут
телу никакие лекарства, если ты, приступая к еде, убедишься, что прежде съеденная
пища усвоена
|
|
|
943
|
Ешь в меру, когда прежде
съеденное усвоено. Лишь почувствовав голод, приступай к еде, которая нравится тебе
|
|
|
944
|
Сначала перевари съеденное, а затем приступай к поеданию. Так долгое время
проносишь свое тело
|
|
|
945
|
Никогда не будешь
болеть, вкушая любимые яства и отвергая противную тебе пищу
|
|
|
946
|
Недоедающий испытывает чувство наслаждения от приема пищи,
а переедающий чувствует боль в желудке от обилия пищи
|
|
|
947
|
Если, не зная меры
в еде, перегружаешь желудок, то испытаешь
боль в чрезмерном количестве
|
|
|
948
|
Пусть врач лечит больного
в соответствии со своим умением, определив болезнь, выяснив причину и пути ее устранения
|
|
|
949
|
Пусть постигший трактаты по исцелению начнет лечить больного, хорошенько поразмыслив о состоянии больного, о тяжести его болезни, о времени для устранения
ее
|
|
|
950
|
Больной, врач, готовящий лекарства и помощник врача — таковы четыре человека, участвующие в устранении болезни. Вот почему наука
о лечении имеет четыре раздела
|
*Аюрведа - древнеиндийская наука о медицине,
рассматривающая в качестве трех стихий тела газы, слизь и желчь
Глава 96. О высоком рождении. |
|
|
|
951
|
Лишь высоко рожденному свойственна справедливость и чувство стыда
|
|
|
952
|
Честность, правдивость, и чувство стыда — вот три достоинства,
от которых никогда не откажутся
рожденные в благородной семье
|
|
|
953
|
Мудрые сказали, что происходящий из благородной семьи обладает четырьмя достоинствами: искренней улыбкой, щедрым сердцем, приятной речью и обходительностью
|
|
|
954
|
Благородный человек избегает постыдных деяний, даже если ему сулят
десять миллионов золотых монет
|
|
|
955
|
Если даже оскудеет богатство, благородный род не расстанется
с щедростью
|
|
|
956
|
Благородный человек, живущий в согласии с незапятнанностью своего рода, будет избегать
пороков и не совершит дурных деяний
|
|
|
957
|
Пороки человека из благородной
семьи поражают людей, как мутное
пятно на лике яркой луны
|
|
|
958
|
Благородство человека будет поставлено под сомнение, если в нем не отыщется
человеколюбия
|
|
|
959
|
Сеянец говорит о плодородии почвы, на которой
он растет. Точно так же
о высоком роде свидетельствует речь человека из этого
рода
|
|
|
960
|
Если ты ищешь
славу, обладай чувством стыда. А если хочешь снискать
похвалу, будь ласковым с людьми
|
Глава 97. О достоинстве |
|
|
|
961
|
Отбрось мысль о поступках, приносящих ущерб твоему достоинству, даже если отказ от
них угрожает твоей жизни
|
|
|
962
|
Человек, который ищет достоинство и славу, не совершит
дурных деяний даже ради величия
|
|
|
963
|
Ласковое
обхождение нужно и в периоды процветания, и в дни лишений, когда нужно сохранить
достоинство
|
|
|
964
|
Если люди роняют
свое достоинство, совершая дурные деяния, то от
них такая же польза, как
от волоса; упавшего с головы
|
|
|
965
|
Даже великие люди будут казаться ничтожными, если совершат низкие деяния, пусть и крохотные, как орешек
|
|
|
966
|
Если ты живешь
за счет унижающих тебя, это не принесет
тебе славы. Отринь такую жизнь
|
|
|
967
|
О погибшем с достоинством
человеке молва говорит более справедливо, чем о том, кто живет
за счет унижающих его людей
|
|
|
968
|
Когда
достоинство уходит от человека, тогда жизнь его,
хранящая плоть, вовсе не представляется
нектаром
|
|
|
969
|
Если як потеряет шерсть,
он погибнет. Так и потерявшие достоинство утрачивают жизнь
|
|
|
970
|
Мир увенчает славой тех, которые
имеют достоинство и не живут в бесчестье
|
Глава 98. О величии человека |
|
|
|
971
|
Величие для всякого
человека есть богатство; Бесчестье для него говорить:
«Проживу и без славы»
|
|
|
972
|
Люди одинаковы по своему рождению,
но их величие
определяется деяниями
|
|
|
973
|
Лишены величия люди, чуждые величия, даже если они
и высокого рождения. Лишены низости люди, чуждые низости, даже если они и из
низкого рода
|
|
|
974
|
Обладающий величием подобен женщине, хранящей свою чистоту
|
|
|
975
|
Обладающий
величием на стезе добра совершает
благородные деяния, недоступные низким
|
|
|
976
|
В низко
рожденных отсутствует стремление благоговеть перед обладающим величием
|
|
|
977
|
Если обладающие величием снизойдут к низким, то они превзойдут
все границы скромности
|
|
|
978
|
Величие
всегда скромно,
а низость всегда
хвалит себя
|
|
|
979
|
Истинное
величие не бьет себя в грудь,
а низость скачет на коне тщеславия
|
|
|
980
|
Величие закрывает глаза на ошибки
других, а низость на весь мир
кричит о чужих недостатках
|
Глава 99. О мудрости |
|
|
|
981
|
Мудрецы
сказали, что знающие свой долг и стремящиеся
к совершенству, должны следовать своему долгу
|
|
|
982
|
Достоинство мудрости представляет
собой совершенное достоинство. Прочие совершенства не являются украшением мудрых
|
|
|
983
|
Любовь
к людям, скромность, щедрость, доброжелательность и искренность — эти достоинства являются той скалой, на
которой покоится мудрость
|
|
|
984
|
Отречение
от мирской жизни значит не совершение убийства. Мудрость основана на не
произнесении слов о пороках других людей
|
|
|
985
|
Истинное
могущество могущественных
состоит в скромности. Это — тот меч,
который помогает мудрым превращать недругов в своих друзей
|
|
|
986
|
Пробным,
камнем истинной мудрости является признание своей незначительности перед более низким
|
|
|
987
|
Какая польза от мудрости,
если стремящийся к ней не помогает
тем, кто причиняет ему страдания
|
|
|
988
|
Нищета вовсе не позор
для человека, который наделен истинной мудростью
|
|
|
989
|
Люди, наделенные
мудростью, не оставят свой путь, даже если
будет потрясение мира при смене
юг *
|
|
|
990
|
Если сократится любовь между людьми мудрыми, то этот огромный
мир не выдержит собственной тяжести
|
* В Индуистской космогонии насчитывается четыре юги,
т. е. периода развития земли, последняя из которых Калиюга (длится и
сейчас), началась около
Глава 100. О великодушии. |
|
|
|
991
|
Великодушный человек, считают
мудрецы, сразу распознает людей, обладающих благородством при общении с ними
|
|
|
992
|
Любовь к людям и благородное происхождение — суть достоинств великодушного человека
|
|
|
993
|
Внешнее
сходство не всегда роднит людей. Истинное сходство заключено в единении разных благородных качеств великодушного человека
|
|
|
994
|
Люди возносят хвалу великодушным, пожинающим плоды своей доброты
|
|
|
995
|
Неуважение, высказанное даже шутки ради,
уязвляет людей. Великодушные видят достоинства даже у своих врагов
|
|
|
996
|
Лишь благодаря великодушным существует мир. Иначе он
исчез бы сразу
|
|
|
997
|
Если люди лишены великодушия,
они подобны дереву, даже при уме остром,
как напильник
|
|
|
998
|
Человека
можно считать падшим, если он невеликодушен к самым низким, не ценящим дружбы
и причиняющим этому человеку беды
|
|
|
999
|
Люди лишенные великодушия, неспособные смеяться в кругу друзей, видят огромный мир, погруженным во тьму, даже
в яркий день
|
|
|
1000
|
Богатство в руках чуждого великодушия портится подобно молоку, налитому в немытый горшок
|
No comments:
Post a Comment