Глава 31. Об усмирении злобивости |
|
|
|
301
|
Воистину
усмиряет злобивость тот человек, который подавляет в себе зло И какая
польза от того, что слабосильный
усмиряет или нет злобу?
|
|
|
302
|
Дурно высказывать злобу там, где
ты не в состоянии причинить зло И пет ничего
хуже, чем проявлять злобу, когда ты в состоянии причинить зло
|
|
|
303
|
Отринь свою злобу, кем
бы она ни была вызвана,
благодаря ей рождается в мире много зла
|
|
|
304
|
Есть ли в мире
больший неприятель, чем злоба, уничтожающая
улыбку и радость людей?
|
|
|
305
|
Пусть обуздает себя человек, который жаждет спастись от собственного
гнева. Если он не сделает
этого, гнев бьет его
|
|
|
306
|
Огонь злобивости человека, охваченного злобой, разрушит челн жизни его
вместе с его близкими
|
|
|
307
|
Неизбежная
гибель ждет человека, который цепляется за злобивость. Так неизбежно разрушение руки, которой бьют безрассудно по земле
|
|
|
308
|
Пусть боль, причиненная тебе чьей-то злобивостью, жжет тебя подобно огню, но ты
старайся не поддаваться ответной злобе
|
|
|
309
|
Человек,
который не держит злобивости, добьется исполнения всех своих желаний
|
|
|
310
|
Люди, которые поддаются злобе, очень похожи на мертвецов. Лишенные гнева и зла стоят на
одной доске с людьми бессмертными
|
Глава 32. О не причинении зла |
|
|
|
311
|
Высшее достоинство людей с чистой душой заключается в не причинении зла другим, даже
если совершение этого зла сулит
достославное богатство
|
|
|
312
|
Высшее достоинство людей с чистой душой заключается в не причииении зла другим, даже
если тебе нанесли ущерб люди, испытывающие лютую злобу
|
|
|
313
|
Если ты отомстил человеку,
который навредил тебе беспричинно, все равно на
твою долю выпадут непреодолимые страдания
|
|
|
314
|
Если ты хочешь
действительно отомстить людям, причинившим тебе зло, причини
им добро и тем самым устыди
их.
|
|
|
315
|
Скажи, какой толк от твоих
мудрствований, если тебя не уязвляет
боль чужого человека, которую ты не воспринимаешь
как собственную?
|
|
|
316
|
Не причиняй другому человеку деяний, которые тебе самому. кажутся жгучей болью
|
|
|
317
|
Не причиняй дурных деяний даже в мыслях своих другим людям — и ты пожнешь высшую
добродетель
|
|
|
318
|
Разве станет причинять зло чьей-то душе
человек, который сознает, что это зло повредит
и ему?
|
|
|
319
|
Уже вечером возвратится тебе рикошетом зло, которое ты причинил другому
человеку утром
|
|
|
320
|
Все зло, которое
ты причинил другим людям, непременно падет на тебя. Ведь
человек, жаждущий избавиться от страданий, никогда не причинят их
другим людям
|
Глава 33. О воздержании от убиения |
|
|
|
321
|
Доброчестность предписывает, что
благочестивое повеление —
это несотворение убиения, ибо оно приносит дурное следствие
|
|
|
322
|
Высший из всех
высших законов — это делиться едой с другими людьми и охранять их жизнь. Таков
высший завет мудрецов, сотворивших священные трактаты
|
|
|
323
|
Высшая добродетель — это воздержание от убийства, дополненное правдивостью, которая расценивается ниже, чем не совершение
убийства
|
|
|
324
|
Если тебе зададут
вопрос: «Что же мудрецы называют
добродетелью?», ты должен ответить: «Добродетель — это стезя добра, внушающая, что нельзя убивать даже самое крошечное
из живых существ на земле»
|
|
|
325
|
Самым великим из всех земных
святых следует полагать человека, который отринул убиение живого существа, устрашился самой этой мысли
и в душе полагает, что убиение есть
величайший грех
|
|
|
326
|
Пожирающий жизни людей
Бог смерти Яма не станет
нарушать бег дней того человека,
который считает, что не убийство
есть наивысшее деяние
|
|
|
327
|
Пусть даже твоей душе
грозит отделение от тела, но
ты не делай
ничего такого, что могло бы
отнять сладость жизни у другого человека
|
|
|
328
|
Каким бы огромным ни
было бы с виду богатство, но для мудрых
людей оно представляется гнусностью, если добывается убийством другого человека
|
|
|
329
|
Люди, уяснившие суть низменности других, которые отнимают жизнь живущих, понимают, что убийцы есть творители
наиподлейших деяний
|
|
|
330
|
Мудрые люди говорят,
что те, которые ведут жизнь нищенствующего и неизлечимо больные, есть существа, которые в предыдущем рождении отделили у других людей душу от
тела.
|
Глава 34. О преходящей сути земного бытия |
|
|
|
331
|
Самое неразумное — это считать, что преходящее есть непреходящее
|
|
|
332
|
Огромное богатство похоже на толпу людей, которые сходятся на танцевальные представления, a уходит богатство также, как уходят зрители
после окончания представлений
|
|
|
333
|
Богатство
не вечное Если ты завладел
им, сразу же приступай к свершению вечных вещей
|
|
|
334
|
Понятие об одном
дне каким-то людям покажется чепухой, но для
тех, которые умеют постичь суть вещей, дни
— это меч, который. неумолимо отсекает жизнь человека
|
|
|
335
|
Спеши творить добро, пока язык
твой обладает силой и к горлу не подкралась старческая икота
|
|
|
336
|
Суетный земной мир обладает великим чудом: еще вчера человек
жил, а сегодня его уже хоронят
|
|
|
337
|
Человек
не ведает, проживет ли он
хотя бы еще один день,
но суетных мыслей у него намного больше, чем миллион
|
|
|
338
|
Птица, выбираясь из скорлупы, оставляет ее навсегда. Точно так же
обрывается связь тела и души
|
|
|
339
|
Смерть подобна сну, а рождение — пробуждению от оного
|
|
|
340
|
О, неужели
душа, столь стремящаяся обрести убежите в хрупком теле, так и не
найдет прочного пристанища?
|
Глава 35. Отречение от земной суеты |
|
|
|
341
|
Человек, отрешившийся от земной суеты,
не подвержен боли, порождаемой ею
|
|
|
342
|
Отрешись от земной
суеты, если хочешь жить без
страданий; спеши, пока есть возможность,
начать иную жизнь. Отрекшись, найдешь много отрадного в этой жизни
|
|
|
343
|
Хорошо,
если ты разом отбросишь ощущения пяти чувств и подавишь все свои желания
|
|
|
344
|
Истинное условие отречения от жизни состоит в том. чтобы не
владеть ничем. Владение чем-либо ввергает ум человека
в тьму блуждания
|
|
|
345
|
Для детей, которые жаждут прекратить череду новых рождений, даже собственное тело является обузой. Какой же толк во
всех прочих привязанностях?
|
|
|
346
|
Человек,
который сумел подавить гордыню, что вынуждает произносить эгоистичные слова, «я», «мое», попадает в мир, который находится даже выше мира
небожителей
|
|
|
347
|
Беспокойство и печаль не уйдут от людей,
которые крепко держатся за суетность
|
|
|
348
|
Те, кто отрекаются от земной суеты,
ступают на стезю, ведущую к освобождению. Все прочие люди увязают
в сетях земной суеты
|
|
|
349
|
Ты сможешь избавиться от будущих перерождений
лишь при условии, если отречешься от земной суеты
|
|
|
350
|
Прильни с любовью к Богу, лишенному привязанностей, и держись этой любви, дабы
избавиться от суетной Привязанности
|
Глава 36. Постижение истинного |
|
|
|
351
|
Душа человека снова и снова ввергается в низкое рождение лишь потому, что его
разум воспринимает неистинное за правду!
|
|
|
352
|
Люди, которые сумели избавиться от ложного взгляда
на вещи, обойдут тьму заблуждения и добьются спасения души
|
|
|
353
|
Люди, отринувшие сомнения и усвоившие истинное, ощутят, что небо
им ближе, чем земля
|
|
|
354
|
Для людей, которые не постигли
истинную суть вещей, нет пользы
в знаниях, даже если они
добыты с помощью пяти чувств
|
|
|
355
|
Какой бы ни
была суть вещей и их природа,
но мудростью остается умение отличать ложное и истинное
|
|
|
356
|
Люди, которые постигли истинную природу земной жизни, идут стезей,
которая не ведет снова в этот мир
|
|
|
357
|
Разум человека, постигающий истинное, не может погружаться в размышления о грядущих перерождениях
|
|
|
358
|
Истинная
мудрость заключена в постижении настоящей истины, дарующей спасение, чтобы избежать незнания по имена новое
рождение
|
|
|
359
|
Человек,
познавший истинное, что поддерживает жизнь, ведет себя так, чтобы
освободиться от привязанностей; в этом случае он избегает
страданий в нашем мире
|
|
|
360
|
Окончательно умирает страдание для человека, который освободился от трех зол — вожделения,
злобы и заблуждения разум
|
Глава 37, Об устранении желаний |
|
|
|
361
|
Мудрецы произнесли: желание есть то самое семя,
которое рождает неустранимые страдания для всех живых
созданий,
|
|
|
362
|
Самым большим желанием для человека должно быть прекращение новых рождений. Освободившись от желаний, ты достигнешь
этого
|
|
|
363
|
Самое огромное богатство в этом мире — это
отсутствие желаний. Ни в каком мире
не найти сокровища, равного этому
|
|
|
364
|
Душевная чистота есть свобода от желаний. Именно
это явится тебе, если ты
стремишься постичь истинное
|
|
|
365
|
Люди, победившие желания, называются свободными от привязанностей. Все прочие люди живут
с путами
|
|
|
366
|
Желание завлекает человека в сети обмана. Избежание желания есть истинная добродетель и благо
|
|
|
367
|
Если ты отрешишься от одолевающих тебя желаний, то спасешь свою
душу так, как захочешь
|
|
|
368
|
Люди, отрешившиеся от желаний, не испытывают
горестей. Но если ты охвачен
желаниями, то тебя обступят горести со всех
сторон
|
|
|
369
|
Отринь горести среди горестей, кон зовутся желаниями — и твоя радость будет неиссякаемой
|
|
|
370
|
Устранив в себе желание с его ненасытной утробой, ты обретешь нескончаемое
блаженство
|
Глава 38. О карме* |
|
|
|
371
|
Благодаря доброй карме, обещающей богатство, рождается мужество. Дурная же карма уничтожает
богатство и рождает апатию
|
|
|
372
|
«Дурная
карма предвещает упадок, превращая мудрость в глупость. Добрая карма предвещает благоденствие и увеличивает мудрость
|
|
|
373
|
Пусть ты изучил тысячи
мудрых- книг, но истинное знание
все равно выше
|
|
|
374
|
Двойственна природа людей. Одни обладают
богатством, другие — истинным знанием
|
|
|
375
|
При создании богатства все -доброе становится дурным, дурное — добрым
|
|
|
376
|
Как бы ты
ни хранил то, что не
дарит тебе карма, оно уйдет
от тебя. Но что предопределено
кармой, то не уйдет, даже
если ты нарочно будешь выбрасывать добро
|
|
|
377
|
Даже накопившим тысячи тысяч монет не
суждено радоваться, если не дано
по жребию Всевышнего
|
|
|
378
|
Нищие пошли бы стезей
отречения от радости земного бытия, если бы
не определено им иное кармой
|
|
|
379
|
Отчего радующиеся сегодня стенают в минуты неудач?
|
|
|
380
|
Нет более могучей
силы, чем карма. Бесполезно пытаться избежать ее, что бы
ни придумывали люди
|
* Карма
значит «деяние», но
в широком смысле она означает воздаяние
за прошлые деяния.
No comments:
Post a Comment