Monday, 1 August 2005

Глава 011 to 020



Глава  11О  благодарности



101
Ни небо, ни небеса не в состоянии воздать за добро, содеянное человеком без мысли о вознаграждении


102
Доброе деяние, совершенное человеком в минуту нужды для другого, пусть даже ничтожное с виду, затмевает собой весь безбрежный мир


103
Намного больше самого большого океана добро от благого деяния, совершенного без мысли о воздаянии


104
Благое деяние может быть менее крошечного зерна проса, но в глазах тех, кому оно предназначалось, это доброе деяние обретает размеры пальмы


105
Польза от содеянного доброго дела определяется единственно добрыми качествами того, кому это деяние оказывается


106
Никогда не забывайте дружбу искренних сердец! И никогда не забывайте дружбу тех, кто помог вам в трудную минуту!


107
С благодарностью будут вспоминать во всех своих семи рождениях люди дружбу тех, кто утешил их в беде


108
Нехорошо забывать хорошее, но хорошо тот час же забыть нехорошее


109
Даже, величайшее зло будет прощено, если только вспомнишь крохотное благо, оказанное тебе обидчиком


110
 Люди, содеявшие зло, еще могут обрести спасение, но не найдут его те несчастные, которые сгубили в себе благодарность за сотворенное для них добро

Глава 12. О    беспристрастии



111
Подлинная справедливость лишь тогда хороша, когда зиждется на беспристрастии к близким и далеким людям!


112
Богатство справедливого никогда не убудет и принесет счастье его потомству.


113
Доставшееся неправедным путем богатство следует оставить, даже если оно приносит тебе блаженство.


114
По потомкам судят о том, был или не был справедлив в жизни человек.


115
Истинное украшение мудрых —-это беспристрастие в сердце, которое увеличивается вопреки лишениям или благополучию.


116
Если твое сердце уходит со стези беспристрастия и погружается в запретные веши,-  знай: ты близок к гибели.


117
Без малейшей тени презрения будет взирать мир на человека, который, будучи в крайней нужде, не сходит со стези добра.


118
Лишь мудрых украшают беспристрастие    и   ровное    спокойствие, которые подобны коромыслу весов при    одинаково нагруженных чашах.


119
Беспристрастное слово является добродетелью того человека, у которого справедливое сердце.


120
Если ты станешь заботиться о товарах других людей, словно о собственных, твоя торговля будет всегда процветать.


Глава 13. О самообладании



121
Именно самообладание приводит тебя в мир небожителей, а необдуманный порыв швыряет в непроглядную тьму.


122
Нет в жизни богатства большего, чем самообладание. Вот почему его следует рассматривать как сокровище.


123
Если мудрый человек достигнет самообладания на пути доброчестия, он обретет славу и счастье.


124
Величие человека, умеющего обуздать свои порывы, не сворачивающего со стези добра, вознесет его выше самых высоких гор.


125
Дар довольствоваться малым украшает любого человека. Но более всего этот дар сияет в богачах .


126
Тот, кто в своей жизни умеет, подобно черепахе, упрятать в себе и подавить пять чувств, обретет блаженство и радость во всех своих семи рождениях.


127
Если уж ты не в состоянии подавить какие-то чувства, то держи в узде хотя бы язык, ибо болтающий язык извергнет неразумные слова, в коих ты вскоре страшно раскаешься.


128
Все твои благие деяния разом исчезнут, если ты хоть раз породишь боль в другом человеке своим несдержанным словом.


129
Рана, нанесенная огнем, вес   равно затянется. Но не заживет боль, причиненная твоим языком другому человеку.


130
Сам Бог Справедливости устремляется к дому человека, обладающего тайной самообладания и удерживающего свой ум от гнева.

Глава 14. О добродетели



131
Добродетельная жизнь дарит людское уважение и потому должна цениться намного выше самой жизни


132
Прилагай величайшие усилия для поддержания своей пристойности и поступков Сие будет тебе лучшей подмогой в любом деянии


133
Лишь одни благородные деяния послужат мерилом истинно благородного рождения, а дурной образ жизни опустит тебя до уровня низких людей


134
Брахман, забывший Веды, снова выучит их Но человек, однажды сошедший со стези добродетели, разом потерял благородство своего рождения


135
Подобно тому, как богатство не торит дорогу к завистливому, так и достоинство и величие обходят человека, совершающего низкие поступки


136
Обладающие могучим праведным духом не сойдут с пути добродетели, ибо хорошо знают цену страданий души, причиненных дурными деяниями


137
Люди, ведущие добродетельный образ жизни, пожинают величие На долю совершающих плохие деяния остаются позор, унижения и бесчестие


138
Залогом процветания человека служит добродетельный образ жизни Источником же страданий и лишений служит стезя низменных деяний


139
Даже в состоянии беспамятства добродетельный человек не может произнести злобное слово


140
Люди, которые многому научились, но не знают, как жить в согласии с миром, есть ученые глупцы

Глава 15. Не возжелай жены ближнего



141
Неразумное домогательство чужой жены не свойственно тому: кто постиг сердцевину добродетели


142
Самый глупый из сошедших со стези добродетели тот, кто стоит у порога соседа, объятый стремлением обладать его женой


143
Живыми трупами следует считать тех, которые плетут интриги с целью вторжения в чужой дом ради обладания жены ближнего


144
Разве может считаться достойным человек, который, воспылав страстью, пробирается тайком в чужой дом, не опасаясь бесчестия?


145
Несмываемым позором покроет себя человек, который оскверняет честь чужой жены, считая это пустяком


146
Четыре чувства крепко держат соблазняющего чужую женузлоба, грех, страх и стыд


147
Добродетельным может считаться семьянин, который не соблазняется чарами чужой жены


148
Высок дух человека, не позволяющий ему, жаждать обладать чужой женой; дух этот есть добродетель мудрых и закон их образа жизни


149
Истинного процветания заслуживает в этом мире, окруженном великим океаном, человек, который не обнимает чужую жену


150
Даже если ты совершил зло и нарушил добродетель, но уже то хорошо, что ты не тщишься соблазнить чужую жену

Глава 16. Об умении прощать



151
Как земля держит на себе тех, кто копает ее, так и ты прощай своих хулителей, считая это лучшим видом добродетели


152
Терпеливо переноси зло от других Но лучше всего просто забыть о нем


153
Худший вид нищетыэто нерадушие к гостям Самое великое благоэто терпение к глупцам


154
Терпеливо взращивай в себе всепрощенье к людям, если хочешь сохранить в себе силу и стойкость


155
Мудрые рассматривают всепрощающего человека, как золото, а тех, кто полон жажды мести, даже не замечают


156
Радость того, кто платит злом за зло, длится один день Радость же прощающего длится всю жизнь


157
Даже если другие причинили тебе зло, лучше всего пожалеть их и отказаться от мести


158
Благородным прошением победи человека, который в горделивой заносчивости причиняет тебе зло


159
Люди, которые терпеливо сносят хулу из уст клевещущих, более чистые, чем отрешившиеся от мира мудрецы


160
Велики подвиги аскетов, следующих стезей лишений и воздержаний Но их затмевают те, кто прощает зло другим

Глава 17. О зависти



161
Каждый должен знать, что украшением добродетельного человека является отсутствие в его сердце малейшей зависти


162
Полное отсутствие всякой зависти есть высший дар, с которым не может сравниться ничто


163
Тот, кто испытывает зависть к богатствам другого человека, не обладает ни добродетелью, ни богатством


164
Зависть не вынудит мудрых людей совершить дурные деяния, ибо они знают, что такие деяния есть результат греха


165
Достаточно зависти тому человеку, у которого она есть, ибо если даже враги пощадят завистника, то его сгубит сама зависть


166
Семья человека, который с завистью взирает на богатства других, будет пребывать в нищете и обречена на гибель


167
Богиня богатства Лакшми не жалует завистников и отдает их под покровительство своей старшей сестры *


168
Грех по имени зависть крушит богатство и ввергает душу человека в пучину страданий


169
Истинное недоумение в равной степени вызывает процветание завистливого человека и нищенство великодушного


170
Никогда еще зависть не рождала богатства, а человек независтливый никогда не лишался оного

* Имеется в виду богиня несчастий Мудеви.

Глава 18. Об отсутствии жадности



171
Семья забывшего справедливость и домогающегося чужого богатства будет нищенствовать и впадет в грех


172
Человек, который со страхом думает о несправедливости, никогда не потеряет честь ради наживы


173
Люди, которые преданы  мысли о доброчестии и не помышляют о низменном, никогда не совершат дурных деяний ради наживы


174
Люди, которые владеют своими чувствами и у которых чисты помыслы, даже в страшной нужде не позарятся на чужое богатство


175
Что за польза от ясного ума и обширных познаний, коль обладатели их обуреваемы жадностью, толкающей их на стезю безрассудства?


176
Даже на человека, крепко стоящего на стезе добродетели и святости, обрушится погибель, если он, обуреваемый жадностью, строит планы нечестной добычи богатства


177
Никто не должен жаждать богатства, добываемого с помощью жадности, ибо результатом этого будет отсутствие богатства и счастья


178
Ты хочешь знать Тайну не уменьшения своего богатства? Знай же, что для этого нужно избегать жадных помыслов о богатстве, хранящемся в чужих сундуках


179
Богиня богатства и счастья Лакшми отыщет и обнимет того человека, который познал радость добродетели и расстался с алчностью


180
Гибель ожидает жадного человека Того, кто обрел гордость, лишенную жадности, ожидает успех и радость

Глава 19. О не злословии за спиной   другого



181
Пусть человек не произносит добрых слов и не творит добрых дел Хорошо уже то, что он не злословит за спиной других


182
Лживая улыбка в лицо и злословие за спиной другого намного хуже потери благородства и свершения гнусных деяний


183
Лучше смерть, чем существование, когда кривишь душой и возводишь клевету за спиной другого Только смерть несет с собой богатство, наполненное плодами добродетели


184
Когда произносишь хулу прямо в лицо другому, то не молви дурных слов в его адрес за его спиной Ибо последствий от этого ты не в состоянии предвидеть


185
Глупость говорения злых слов за спиной другого человека обнаруживает низость сердца злословящего человека, уста которого медоточат произношением слов добродетельных


186
Тягчайшие из пороков человека, который злословит за спиной другого, обнаруживаются сразу же перед людьми


187
Человек, который не овладел искусством речения добрых слов, отпугнет от себя злыми словами ближайших друзей


188
Человек, который привык злословить и клеветать за спиной других, найдет язвительное слово для оскорбления посторонних


189
Лишь благодаря своей добродетели терпит мир глупца, возводящего хулу за спиной других людей


190
Разве существовала бы в этом мире хоть крупица зла, если бы каждый человек сравнил свои прегрешения с грехопадением других

Глава 20. О воздержании от   пустых слов



191
Презрением всего мира будет покрыт человек, который разжигает злобу между людьми своими пустыми словами


192
Произносить пустые слова в собрании людей значит совершать намного больший грех, чем совершать скверное деяние по отношению к ближайшим друзьям


193
Стремление говорить пустые слова свидетельствует, что у произносящего их человека отсутствуют понятия чести и достоинства


194
Суесловие пред ликом собрания не увенчает славой говорящего пустые слова, а лишит его добродетели и чести


195
Достоинство и величие покидают тех людей, которые, будучи окруженными уважением, начинают суесловить и произносить пустые фразы


196
Не называй пустослова человеком Ему более приличествует быть названным шелухой среди людей


197
Мудрецам простительно иногда произносить злые речи, Но при этом благо есть не произнесение ими пустых слов


198
Мудрецы, размышляющие над значительными тайнами, не станут произносить пустых слов, лишенных великого смысла


199
Обладающие ясным взором зрячие люди, свободные от заблуждений, даже в бессознательном состоянии не произнесут пустых слов


200
Коль уж ты говоришь, то говори полезные слова Избегай произносить пустые слова

No comments:

Post a Comment